II Национальный съезд производителей учебной промышленности (УЧПРОМ) открыла пленарная дискуссия «Национальная учебная промышленность: вклад в достижение национальных целей». Это ключевая тема как для создания образовательной экосистемы будущего нашей страны, так и для развития отрасли учебной промышленности.
В достижении новых национальных целей, безусловно, значимую роль играет отрасль учебной промышленности, ведь для нынешних школьников важно получать знания о мире в современной подаче, иметь возможность рано определиться с выбором профессии, а их условия обучения должны быть максимально комфортными.
Синхронизация потребностей образовательной среды и потенциала учебной промышленности стала главной темой пленарной дискуссии.
Открывая дискуссию, ее модератор, президент АИДТ, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина подчеркнула:
«” УЧПРОМ-2024” — это площадка для конструктивного диалога и совместного решения конкретных задач для участников отрасли учебной промышленности, представителей власти, экспертов научного и образовательного сообщества. Наша задача — продемонстрировать лучшую отечественную продукцию и образовательные решения, определить, как сегодня учебная промышленность способствует достижению национальных целей. Если на первом съезде мы принимали совместные решения, то этом году мы уже имеем возможность слушать доклады о конкретных результатах».
Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова акцентировала внимание на том, что вопросы развития отечественной индустрии детских товаров, производства учебного оборудования, средств обучения — в центре повестки Совета Федерации, Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Спикер напомнила, что по инициативе Президента РФ выделены большие средства на образовательную инфраструктуру. «Для их эффективного и рачительного использования необходимо одновременно решить две задачи – обеспечить развитие современной и безопасной образовательной инфраструктуры в детских садах и школах, а также стимулировать отечественных производителей мебели, товаров и услуг для детей. Совет Федерации обратился с предложением о включении программы, направленной на развитие отечественной индустрии товаров и услуг для детей, в национальный проект "Молодежь и дети"», — сказала Лилия Гумерова.
Отдельное внимание глава Комитета СФ уделила дальнейшей разработке и внедрению стандартов в области учебного оборудования, товаров для детей. Она предложила расширить взаимодействие производителей, представителей научно-педагогического сообщества, органов исполнительной власти, законодателей с целью создания качественной продукции с опорой на традиционные ценности народов России.
«Образы героев произведений отечественной детской литературы, фильмов для детей, анимационного кино должны активнее использоваться производителями товаров для детей», — подчеркнула сенатор.
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Иван Куликов рассказал о ситуации на рынке учебного оборудования и средств обучения на сегодняшний день.
Отрасль представлена 300 отечественными производителями, которые обеспечили 50% рынка учебного оборудования, исчисляемого в 20 млрд рублей, сообщил спикер. При этом 153 предприятия получили подтверждение производства продукции в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ. Уровень локализации учебного оборудования в настоящее время составляет более 50 процентов в зависимости от вида учебного оборудования. По некоторым категориям он достигает 80%.
«Для обеспечения высокой доли отечественного сырья и комплектующих перед нами стоит задача совместно с отраслевым сообществом проработать вопрос актуализации балльных критериев для учебного оборудования и средств обучения по ряду категорий», — отметил Иван Куликов.
Также речь шла о государственных закупках учебного оборудования. Заместитель Министра сообщил, что доля отечественной продукции составляет порядка 72%, однако по некоторым позициям объемы существенно ниже производственных возможностей отечественных предприятий. Мониторинг потребностей субъектов РФ в учебном оборудовании и оценка текущих и перспективных мощностей отечественных предприятий, проводимые Минпромторгом совместно с Минпросвещения России и Минобрнауки России показали, что объем государственного заказа на 2025-2027 годы составляет порядка 61 млрд рублей.
«У нас есть позитивный опыт реализации мероприятия по закупке и поставке учебного оборудования в учреждения образования. Одним из основных условий мероприятия является наличие у производителей подтверждения производства продукции на территории РФ, что позволяет предприятиям повысить уровень сбыта продукции и увеличить объемы производства», — резюмировал Иван Куликов.
Министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов представил опыт региона в сфере развития индустрии детских товаров и, в частности, производства учебного оборудования.
Сегодня по поручению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина в регионе работает профильный кластер индустрии детских товаров, куда вошли уже 68 организаций.
«В этом году для того, чтобы определить объемы рынка мы в пилотном режиме провели мониторинг закупочной деятельности средних школ в десяти муниципалитетах Нижегородской области. Специалисты Центра кластерного развития региона выявили потребность почти на 400 миллионов рублей. В 2025 году масштабируем это направление работы – добавим в мониторинг ещё более 25 действующих образовательных учреждений, а также планируем включение продукции участников кластера в проекты про строительству новых школ», – сказал Максим Черкасов.
Он добавил, что основные предприятия Нижегородской области, участвующие в государственных закупках, — компании «Темпик» (обучающее оборудование для детсадов), «Умные площадки», «Мебельная фабрика «Комод» (мебель и лаборатории), «ПКФ «БК-студия» (электронные лаборатории и обучающие тренажеры), «Тачпайнт» (обучающие интерактивные панели) — представили свою продукцию на выставке УЧПРОМа.
Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антон Шалаев проинформировал участников о том, какие задачи в части стандартизации учебного оборудования были выполнены за прошедший год.
С учетом роста потребностей общества и государства в этом году Перспективная программа стандартизации в области товаров и услуг для детей на период 2022-2027 была обновлена, актуализирована, и на сегодняшний день стоит задача разработать 274 стандарта, в том числе 17 — в области учебного оборудования, рассказал спикер.
Кроме того, Росстандарт принимает участие в реализации «дорожных карт», в том числе:
• в оснащении учебных кабинетов, лабораторий и мастерских в общеобразовательных организациях учебным и лабораторным оборудованием;
• в реализации Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года.
«Многое для обеспечения безопасности детства уже сделано, но многое еще предстоит сделать. Демонстрируемая в последние годы слаженная работа регуляторов, профессиональных и отраслевых объединений, производителей, научных и образовательных учреждений вселяет надежду на успешное достижение результата и, надеюсь, что в рамках начавшегося съезда будет выработано много важных предложений, которые мы с готовы вместе претворять в жизнь», — отметил Антон Шалаев.
Заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Ирина Карих выделила воспитательную функцию учебных организаций и роль учебного оборудования в расширении возможностей для формирования правильных ценностей у подрастающего поколения:
«Несмотря на развитие технологий образовательные организации — школы, колледжи, вузы — остаются ключевым местом воспитания человека. И тут важна не только учебная программа, важно современное оснащение аудитории, классов, библиотек, актовых и спортивных залов. Причем наличие таких возможностей позволяет не только сделать процесс получения знаний более увлекательным, но и расширить возможности использования этих пространств — в том числе как просветительских центров. Например, Общество «Знание» уже сейчас активно приземляется на такие площадки: проводит тематические кинопоказы, интеллектуальные викторины».
Спикер выразила уверенность в том, что учебные заведения будут дальше меняться и создавать новые возможности для передачи знаний. А значит, II Национальный съезд учебной промышленности можно считать важнейшей площадкой для обсуждения вопросов, от которых зависит не только образование, но и будущее нашей страны.