Новости

Не изобретать велосипед: как обустроить детскую площадку, которая развивает

23 октября на съезде «УЧПРОМ-2025» состоялось обсуждение решений по обустройству пространств, которые помогают решать воспитательные и образовательные задачи при работе с детьми разных возрастов. Главная проблема дня — выбор из огромного многообразия вариантов. Разобраться в задаче с большим количеством неизвестных старалась модератор дискуссии, заведующий лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова.

Об основных векторах и проблемах развития дошкольных образовательных организаций и их инфраструктуры, а также о специфике уличных площадок детских садов с точки зрения особенностей самых маленьких детей рассказала заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России Наталья Костюк.

Отметив значение нацпроекта «Демография», который способствовал обновлению уличных образовательных пространств в детских сада, спикер обратила внимание на то, что детские площадки, даже если они обладают необходимым оборудованием, часто не учитывают, насколько их оснащение отвечает возрастным особенностям детей и образовательному стандарту с точки зрения развития и физиологии. Возникают вопросы по эргономике и безопасности пребывания детей в уличных пространствах; особенно это важно для детей с особыми потребностями, ОВЗ, инвалидностью, напомнила Наталья Костюк.

По словам спикера, сегодня недостаточно площадок, которые отражали бы традиционные ценности народа, проживающего на территории страны. Также следует более четко ориентироваться на климатические условия, особенно если речь идет о Крайнем Севере. Задача органов власти, а также практиков, научного содружества и производителей — наладить диалог и решить, какое оборудование необходимо для детского сада, чтобы на этапе строительства или капитального ремонта детского сада обеспечить детей всеми возможностями для их воспитания и развития.

Типовые проекты уличных пространств не всегда отражают особенности образовательных программ, а иногда инертность системы и недостаточность описание тиражируемого опыта а в виде выхода на цифровые платформы.

Наталья Костюк пригласила обсудить возможность создания кейсов с успешными практиками по данной тематике и активизировать контакты педагогов с производителями и экспертами. Итогом такого взаимодействия должна стать выработка рекомендаций для детских садов по оформлению пространств для детей в закрытых помещениях, а также уличных пространств. Начать этот процесс спикер предложила с изучения запросов, анализа и создания рабочих групп, а продолжить — на таких площадках, как УЧПРОМ и Всероссийский съезд работников дошкольного образования: «Нужно выбрать наиболее эффективные механизмы, которые действительно дают возможности развития и сохранения ребенку здоровья, и его успешного перехода на следующий возрастной этап».

Доценту кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Татьяне Кротовой профессионально импонирует, что сейчас изучаются решения, которые присутствовали в советский период: «Выявление лучшего, того что нужно трансформировать и экстраполировать на настоящее, — это очень хороший вариант не изобретать в очередной раз велосипед».

Среди главных проблем детских площадок доцент МПГУ выделила монотонию, крайне низкий уровень инклюзивности, а также отсутствие либо недостаточное качество дополнительных образовательных пространств и слабую возрастную дифференциацию.

Главный специалист МКУ «Центр развития образования» м.о. город Новороссийск Краснодарского края Ольга Кособянц рассказала про детский сад, где активно применяется опыт зонирования в группах и внедряется практика «Голос ребенка», предполагающая активное взаимодействие детей и их самовыражение. В учреждении продуманы все детали — от спальных мест до интерактивных панелей в холле. Детские площадки выполнены с акцентом на безопасность, правильное покрытие, зонирование, обустройство дополнительной образовательной территории и ландшафтное оформление.

Ведущий специалист лаборатории развития дошкольного образования ИРЗАР, генеральный директор ООО «Бабашки» Сергей Плахотников раскрыл тему внедрения мобильных пространств и ретро инновации в детских учреждениях. Компания оснастила около 60 детских садов, за основу берутся в том числе разработки советских ученых, в частности, детского конструктора Поликарпова. Для такого рода оснащения нужен стандарт, поскольку это не игровое, а образовательное оборудование, подчеркнул спикер.

Вопрос развития и оснащения школьной территории – тема выступления Елены Ивановой, которая сообщила, что этот ресурс расширяется, и теперь его можно использовать для разных форматов деятельности. Школа является важным пространством как для родителей, так и для горожан, так как выступает градообразующим институтом, транслируя культурные ценности и меняя облик городов и районов.

Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, подводя итог обсуждения, напомнила собравшимся, что «согласно федеральному законодательству всю ответственность за безопасность любого продукта, который попал на территорию детского сада, несет непосредственно руководитель. Производитель ее не разделяет», - сказала президент АИДТ, которая указала на необходимость расширения методических рекомендаций и проработки позиций в перечне, чтобы обеспечить вариативность.

Ответственность при приемке и заказе такого оборудования – высока, поэтому специально для образовательных учреждений – детских садов в первую очередь – МПГУ и Ассоциация предприятий индустрии детских товаров запускают дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Современная образовательная среда ДОО: сотрудничество науки, практики и промышленности».

Среди планируемых результатов обучения: знание нормативно-правовых актов, регламентирующие конструирование образовательной среды ДОО, особенности построения образовательной среды, умение организовывать образовательную среду в соответствии с требованиями и современными подходами. Участники смогут проводить первоначальную оценку комфортности, безопасности и развивающего потенциала среды.

О съезде «УЧПРОМ-2025»:

III Национальный съезд учебной промышленности — ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.

Партнеры съезда:

Стратегический партнер — ГК «Просвещение»

Генеральный технологический партнер — ГК «Некс-Т»

Генеральный информационный партнер Съезда — ТАСС

Вестник ИДТ

Информационные партнеры:

Учительская газета

Учительская Россия

ОЭЗ «Технополис Москва»

РИАМО

Народное образование

Журнал «Среднее профессиональное образование»

Журнал «Начальная школа»

РДТ-инфо

Гарант.ру

Журнал «Hominum»

Журнал ОБЖ

Известия института педагогики и психологии образования