Новости

УЧПРОМ-2025: цифровая маркировка и единые стандарты для безопасного учебного оборудования

На съезде «УЧПРОМ-2025» состоялся круглый стол на тему: «Регулирование рынка учебной промышленности: цифровая маркировка, техническое регулирование, стандартизация».


Антонина Цицулина, директор программного комитета съезда, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаровМодератором сессии выступила Антонина Цицулина, директор программного комитета съезда, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Она отметила, что на фоне повышенных требований к безопасности учебного оборудования рынок учебной промышленности сталкивается с рядом системных проблем, поэтому надо выработать единые решения и систему подтверждения безопасности продукции. Это необходимо, чтобы производители, регуляторы и образовательные учреждения говорили на «одном языке»; правила игры на рынке учебной промышленности были прозрачны, и каждый участник знал и понимал механизм контроля в отношении безопасности и качества учебного оборудования; система контроля выстраивалась по единым стандартам без разночтений в терминологии и подходах к сертификации; минимизировать риски для образовательных организаций в секторе госзакупок.


В первую очередь, надо официально разъяснить всем руководителям образовательных организаций, что «отказные письма», как самостоятельный вид документов, в Федеральном законе о техническом регулировании, не предусмотрены. Если при приемке оборудования поставщик не может предоставить сертификат или декларацию соответствия и показывает «отказное письмо», то дальнейшая эксплуатация такого оборудования должна быть запрещена.


«Нельзя перекладывать ответственность на образовательные организации. Нужно минимизировать риски еще на приемке оборудования, и для этого руководители школ и детских садов должны обращаться в органы по сертификации и лаборатории Роспотребнадзора», — добавила Антонина Цицулина.


Также Президент АИДТ отметила, что Ассоциацией актуализирован профессиональный стандарт «Специалист по безопасности товаров и услуг для детей». Он содержит описание трудовых функций работников, которые отвечают за безопасность и качество детских товаров и услуг.


Елена Веснина, начальник Управления государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга РоссииСтандарты как ключ к безопасности учебного оборудования


Для эффективного контроля на рынке учебной промышленности решающее значение имеет нормативно-правовое регулирование и стандартизация. Сессия началась с проработки темы стандартов, как важного инструмента управления и надзора.


Елена Веснина, начальник Управления государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России отметила, что первоочередной задачей для упорядочения рынка и обеспечения качества учебного оборудования является разработка отраслевых норм и введение обязательных стандартов.


Анастасия Каврусова, заместитель начальника отдела стандартизации в секторах промышленности РосстандартаО программе стандартизации на 2025 и 2026 гг. рассказала Анастасия Каврусова, заместитель начальника отдела стандартизации в секторах промышленности Росстандарта. Она отметила, что стандартизация является ключевым инструментом, обеспечивающим качество и безопасность учебного оборудования, прозрачность закупок и технологическую независимость отрасли. Совместная работа Росстандарта, Минпромторга и Минпросвещения направлена на то, чтобы стандарты не оставались формальными документами, а реально помогали школам, колледжам и производителям развивать современную образовательную инфраструктуру, задавая ориентиры для проектирования и оснащения учебных пространств. По ее словам, такой подход обеспечивает системное развитие отрасли и укрепляет всю образовательную систему.


Юрий Будкин, советник генерального директора ФГБУ «Российский институт стандартизации», доктор технических наук, профессор«Проведенный анализ показал, что в государствах-членах Союза на национальном уровне определены и критерии возрастной адресованности информационной продукции, которые отличаются и не являются едиными, включая учебное оборудование и средства обучения» — отметил Юрий Будкин, советник генерального директора ФГБУ «Российский институт стандартизации», доктор технических наук, профессор.


«Для устранения пробелов и противоречий предложен комплекс мер в области технического регулирования ЕАЭС и в сфере рекламы. В частности, предложения направлены на унификацию критериев вредного контента, сотрудничество в блокировке противоправных сайтов, взаимное признание возрастных рейтингов, разработку стандартов для информационных средств обучения, содействие в разработке механизма единого отзыва с рынка продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей и подростков».


Роль маркировки в обеспечении качества и безопасности учебного оборудования


Андрей Пучковский, начальник Управления контроля за продукцией в обороте РоспотребнадзораМаркировка может способствовать снижению степени риска при закупке и приемке учебного оборудования. О том, как она развивается рассказал Андрей Пучковский, начальник Управления контроля за продукцией в обороте Роспотребнадзора. Одним из примеров успешного применения новых регуляторных инструментов он назвал эксперимент по маркировке молочной продукции и упакованной воды для социальных учреждений. Пилот позволил при участии Роспотребнадзора выстроить прозрачную систему отсечения «проблемной» продукции от закупок в такие учреждения: товары, которые с учетом данных маркировки признаются небезопасными, автоматически исключаются из процесса приемки и закупки.


С 2019 года в России постепенно внедряется комплексная система маркировки, которая предоставляет надзорным органам доступ к «большим данным» о движении товаров по цепочке поставок от производителей к потребителям. На основе этих данных постоянно совершенствуется система управления рисками, повышается результативность проверок, развивается риск-ориентированный надзор, автоматизируются процессы профилактики, поиска нарушителей и применения к ним мер административного воздействия. По итогам проводимых экспериментов ожидается, что при закупках для госнужд будут действовать специальные алгоритмы оценки рисков, что позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес и повысить уровень безопасности в образовательных учреждениях.


Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РоссииОлег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, рассказал, как система цифровой маркировки товаров затронула отрасль учебной промышленности в рамках эксперимента по печатным учебным изданиям, который проводился с 1 апреля 2024 года по 31 августа этого года.


В рамках эксперимента в оборот было введено 42 тысячи маркированных учебников, проведено 18 тестирований на площадках производителей. О результатах эксперимента доложено в Правительство. Минпромторгом России готовятся предложения по введению обязательной маркировки данной продукции в следующем году.


Кроме того, спикер подчеркнул, что цифровая маркировка не только повышает прозрачность и безопасность рынка, но и снижает нагрузку на добросовестных предпринимателей, автоматизируя рутинные проверки. В части усиления инструментов контроля уже разработан новый механизм автоматизации, который позволит:


— В автоматическом режиме сопоставлять коды маркировки и разрешительных документов на уровне артикула.


— Исключать дублирование требований между системой маркировки, ЕАИС и системой госзакупок.


— Оценивать «поведенческий профиль» участников рынка для раннего выявления рисков.


Алексей Родин, руководитель направления – оператора государственной системы маркировки «Честный знак»Алексей Родин, руководитель направления – оператора государственной системы маркировки «Честный знак» рассказал участникам круглого стола, что с момента запуска маркировки игрушек в системе зарегистрировались свыше 21 000 участников, в том числе 1 700 производителей — это вдвое больше, чем планировалось. Он также отметил, что для остатков игрушек, произведенных до старта маркировки, нужно в обязательном порядке предоставлять полную карточку товара с разрешительной документацией — упрощенные технические карточки применяться не будут.


Какое из направлений УЧПРОМа станет следующим в маркировке — пока не определено, ясно только, что единый классификатор учебных средств, четкие, одинаковые для всех требования к сертификации и оперативное внедрение обновленных стандартов способны превратить рынок в прозрачную и безопасную среду.


Участники сессии предложили объединить усилия и перейти к следующему шагу — подготовке дорожной карты, которая поможет создать систему, где каждая единица учебного оборудования будет не просто товаром, а гарантией безопасности и качества обучения.


О съезде «УЧПРОМ-2025»:


III Национальный съезд учебной промышленности — ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.


Партнеры съезда:


Стратегический партнер — ГК «Просвещение»


Генеральный технологический партнер — ГК «Некс-Т»


Генеральный информационный партнер Съезда — ТАСС


Вестник ИДТ

Информационные партнеры:


Учительская газета


Учительская Россия


ОЭЗ «Технополис Москва»


РИАМО


Народное образование


Журнал «Среднее профессиональное образование»


Журнал «Начальная школа»


РДТ-инфо


Гарант.ру


Журнал «Hominum»


Журнал ОБЖ


Известия института педагогики и психологии образования