На съезде «УЧПРОМ-2025» состоялся круглый стол на тему: «Регулирование рынка учебной промышленности: цифровая маркировка, техническое регулирование, стандартизация».
Модератором сессии выступила Антонина Цицулина, директор программного комитета съезда, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. Она отметила, что на фоне повышенных требований к безопасности учебного оборудования рынок учебной промышленности сталкивается с рядом системных проблем, поэтому надо выработать единые решения и систему подтверждения безопасности продукции. Это необходимо, чтобы производители, регуляторы и образовательные учреждения говорили на «одном языке»; правила игры на рынке учебной промышленности были прозрачны, и каждый участник знал и понимал механизм контроля в отношении безопасности и качества учебного оборудования; система контроля выстраивалась по единым стандартам без разночтений в терминологии и подходах к сертификации; минимизировать риски для образовательных организаций в секторе госзакупок.
В первую очередь, надо официально разъяснить всем руководителям образовательных организаций, что «отказные письма», как самостоятельный вид документов, в Федеральном законе о техническом регулировании, не предусмотрены. Если при приемке оборудования поставщик не может предоставить сертификат или декларацию соответствия и показывает «отказное письмо», то дальнейшая эксплуатация такого оборудования должна быть запрещена.
«Нельзя перекладывать ответственность на образовательные организации. Нужно минимизировать риски еще на приемке оборудования, и для этого руководители школ и детских садов должны обращаться в органы по сертификации и лаборатории Роспотребнадзора», — добавила Антонина Цицулина.
Также Президент АИДТ отметила, что Ассоциацией актуализирован профессиональный стандарт «Специалист по безопасности товаров и услуг для детей». Он содержит описание трудовых функций работников, которые отвечают за безопасность и качество детских товаров и услуг.
Стандарты как ключ к безопасности учебного оборудования
Для эффективного контроля на рынке учебной промышленности решающее значение имеет нормативно-правовое регулирование и стандартизация. Сессия началась с проработки темы стандартов, как важного инструмента управления и надзора.
Елена Веснина, начальник Управления государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России отметила, что первоочередной задачей для упорядочения рынка и обеспечения качества учебного оборудования является разработка отраслевых норм и введение обязательных стандартов.
О программе стандартизации на 2025 и 2026 гг. рассказала Анастасия Каврусова, заместитель начальника отдела стандартизации в секторах промышленности Росстандарта. Она отметила, что стандартизация является ключевым инструментом, обеспечивающим качество и безопасность учебного оборудования, прозрачность закупок и технологическую независимость отрасли. Совместная работа Росстандарта, Минпромторга и Минпросвещения направлена на то, чтобы стандарты не оставались формальными документами, а реально помогали школам, колледжам и производителям развивать современную образовательную инфраструктуру, задавая ориентиры для проектирования и оснащения учебных пространств. По ее словам, такой подход обеспечивает системное развитие отрасли и укрепляет всю образовательную систему.
«Проведенный анализ показал, что в государствах-членах Союза на национальном уровне определены и критерии возрастной адресованности информационной продукции, которые отличаются и не являются едиными, включая учебное оборудование и средства обучения» — отметил Юрий Будкин, советник генерального директора ФГБУ «Российский институт стандартизации», доктор технических наук, профессор.
«Для устранения пробелов и противоречий предложен комплекс мер в области технического регулирования ЕАЭС и в сфере рекламы. В частности, предложения направлены на унификацию критериев вредного контента, сотрудничество в блокировке противоправных сайтов, взаимное признание возрастных рейтингов, разработку стандартов для информационных средств обучения, содействие в разработке механизма единого отзыва с рынка продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей и подростков».
Роль маркировки в обеспечении качества и безопасности учебного оборудования
Маркировка может способствовать снижению степени риска при закупке и приемке учебного оборудования. О том, как она развивается рассказал Андрей Пучковский, начальник Управления контроля за продукцией в обороте Роспотребнадзора. Одним из примеров успешного применения новых регуляторных инструментов он назвал эксперимент по маркировке молочной продукции и упакованной воды для социальных учреждений. Пилот позволил при участии Роспотребнадзора выстроить прозрачную систему отсечения «проблемной» продукции от закупок в такие учреждения: товары, которые с учетом данных маркировки признаются небезопасными, автоматически исключаются из процесса приемки и закупки.
С 2019 года в России постепенно внедряется комплексная система маркировки, которая предоставляет надзорным органам доступ к «большим данным» о движении товаров по цепочке поставок от производителей к потребителям. На основе этих данных постоянно совершенствуется система управления рисками, повышается результативность проверок, развивается риск-ориентированный надзор, автоматизируются процессы профилактики, поиска нарушителей и применения к ним мер административного воздействия. По итогам проводимых экспериментов ожидается, что при закупках для госнужд будут действовать специальные алгоритмы оценки рисков, что позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес и повысить уровень безопасности в образовательных учреждениях.
Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, рассказал, как система цифровой маркировки товаров затронула отрасль учебной промышленности в рамках эксперимента по печатным учебным изданиям, который проводился с 1 апреля 2024 года по 31 августа этого года.
В рамках эксперимента в оборот было введено 42 тысячи маркированных учебников, проведено 18 тестирований на площадках производителей. О результатах эксперимента доложено в Правительство. Минпромторгом России готовятся предложения по введению обязательной маркировки данной продукции в следующем году.
Кроме того, спикер подчеркнул, что цифровая маркировка не только повышает прозрачность и безопасность рынка, но и снижает нагрузку на добросовестных предпринимателей, автоматизируя рутинные проверки. В части усиления инструментов контроля уже разработан новый механизм автоматизации, который позволит:
— В автоматическом режиме сопоставлять коды маркировки и разрешительных документов на уровне артикула.
— Исключать дублирование требований между системой маркировки, ЕАИС и системой госзакупок.
— Оценивать «поведенческий профиль» участников рынка для раннего выявления рисков.
Алексей Родин, руководитель направления – оператора государственной системы маркировки «Честный знак» рассказал участникам круглого стола, что с момента запуска маркировки игрушек в системе зарегистрировались свыше 21 000 участников, в том числе 1 700 производителей — это вдвое больше, чем планировалось. Он также отметил, что для остатков игрушек, произведенных до старта маркировки, нужно в обязательном порядке предоставлять полную карточку товара с разрешительной документацией — упрощенные технические карточки применяться не будут.
Какое из направлений УЧПРОМа станет следующим в маркировке — пока не определено, ясно только, что единый классификатор учебных средств, четкие, одинаковые для всех требования к сертификации и оперативное внедрение обновленных стандартов способны превратить рынок в прозрачную и безопасную среду.
Участники сессии предложили объединить усилия и перейти к следующему шагу — подготовке дорожной карты, которая поможет создать систему, где каждая единица учебного оборудования будет не просто товаром, а гарантией безопасности и качества обучения.
О съезде «УЧПРОМ-2025»:
III Национальный съезд учебной промышленности — ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.
Партнеры съезда:
Стратегический партнер — ГК «Просвещение»
Генеральный технологический партнер — ГК «Некс-Т»
Генеральный информационный партнер Съезда — ТАСС
Информационные партнеры:
Журнал «Среднее профессиональное образование»
Известия института педагогики и психологии образования