Новости

«УЧПРОМ-2024»: от точечных прорывов к успешной экосистеме

В инновационном центре Сколково на площадке университета «Сколтех» подвели итоги II Национального съезда учебной промышленности «УЧПРОМ-2024». Финальным мероприятием насыщенной деловой программы стала стратегическая сессия, в ходе которой эксперты дискуссионных площадок, производители и лидеры мнений проработали образ будущего отрасли и сформулировали идеи, которые послужат основой для резолюции съезда и «дорожной карты» развития учпрома до 2030 года.
В качестве «генеральной линии» участники обозначили путь объединения целей и интересов педагога и производителя.
Черпать силы в кооперации
«Стратсессия подвела символическую черту под колоссальной работой, в которую все мы — участники выставки, спикеры, гости, организаторы, — были погружены на протяжении трёх дней. Но говорить о глобальных результатах съезда преждевременно: каждая идея, каждый запрос требуют глубокого и всестороннего осмысления. Наиболее перспективные гипотезы, практики, пожелания мы представим в декабре 2024 года в виде резолюции «УЧПРОМа», которая будет задекларирована участниками XV Конгресса индустрии детских товаров», — рассказала Антонина Цицулина, президент АИДТ и идеолог съезда УЧПРОМ. Тем не менее, отчетливо видны основные векторы и перспективы отрасли, деятельность которой направлена на достижение национальных целей в сфере интеллектуального и технологического развития, принципы суверенного образования просматриваются уже сегодня.
Фасилитатором стратегической сессии «ОБРАЗ БУДУЩЕГО УЧПРОМА: «Дорожная карта» развития учебной промышленности 2030», выступил Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования. Открывая дискуссию, он подчеркнул: «Ценно, что такое масштабное событие, как «УЧПРОМ-2024» завершается созданием резолюции, артефакта, который в дальнейшем станет точкой роста и символом преемственности для большой, динамичной отрасли. Это означает, что результаты большого коллективного труда не будут девальвированы, а продолжат приносить пользу бизнесу, образовательной сфере, стране».
Максим Сергеевич также отметил ценность консолидированных действий и провозгласил принципы нового типа лидерства, которые являются катализаторами прогресса в любой сфере – промышленности, науке и государственном управлении:
— кооперация и сотрудничество увеличивают объем процветания;
— экосистемные лидеры создают условия для кооперации;
— формируя новые связи, мы увеличиваем собственную выгоду, поскольку коллаборации — лучшая «питательная среда» для новых идей, продуктов и бизнесов.
Взрослые запросы на развитие малышей
Секцию по вопросам дошкольного образования, в которую вошли заведующие детскими задами из пяти регионов России — Московской области, Санкт-Петербурга, Чувашской республики, Ханты-Мансийского автономного округа, Пермского края, — возглавила Оксана Скоролупова, федеральный эксперт, главный методист по дошкольному образованию издательства «Просвещение. Союз-Москва».
Для итоговой сессии съезда «УЧПРОМ» управленцы ДОУ обработали результаты опроса, тему которого сформулировали, как «Хочу купить, но не могу найти!». Опрос показал, что современный рынок учитывает далеко не все потребности детских дошкольных организаций. Лидирующие позиции в перечне запросов заняли такие группы товаров, как трансформируемая мебель для детей младшего возраста и мобильные конструкции для зонирования пространств, далее в списке следовали современное программное обеспечение и актуальные материалы для проектной деятельности.
Аналогичный топ-лист неудовлетворенных в настоящий момент запросов представили и сотрудники детских садов, работающие с детьми – воспитатели, логопеды и дефектологи, психологи и иные специалисты, которые сделали акцент на материалах для интерактивного обучения и игровом оборудовании для проектной деятельности. Потребности образования, компетенции педагогов сегодня опережают инфраструктурные возможности детских садов, а основной причиной такого несоответствия заведующие единодушно называют несовершенство системы госзакупок через аукционы.
«В ходе круглого стола, посвященного образовательным пространствам детских садов, мы рассмотрели региональные практики по использованию внебюджетных и грантовых средств, — поделилась Оксана Скоролупова. — Согласно условиям реализации нацпроекта «Семья», в ближайшие пять лет нам предстоит отремонтировать четыре тысячи садиков и открыть около ста новых. Необходимо, чтобы Правительство Российской Федерации оказало содействие в поиске конструктивных решений по качественному, актуальному оснащению этих учреждений. Мы знаем, что производители готовы идти на встречу нашим требованиям»
Руководители и педагоги дошкольного образования также внесли предложение: выпускать в дополнение к Каталогу товаров, работ и услуг (КТРУ) - альбомы или иные методические пособия с идеями по организации игровых, учебных, творческих, спальных пространств с использованием предлагаемого ассортимента.
Социальная ответственность против пыльных коробок
Дмитрий Уткин, директор по развитию ООО «Научные развлечения», координатор программного комитета съезда УЧПРОМа по направлению «Школа», рассказывая о потребностях и пожеланиях общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образований, отметил общую тенденцию на многофункциональность — мебели, игрового и спортивного оборудования, обучающих девайсов. Но противоречие данного запроса в том, что педагоги не всегда имеют реалистичные представления об эксплуатации такого многофункционального оборудования.
«Как социально-ответственный бизнес, мы нашли решение проблемы в просветительской деятельности. И наш опыт можно масштабировать, используя собственные разработки и методическую экспертизу педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов по всей стране. Мы ведем работу с руководителями образовательных учреждений и педагогами на базе МГУП. И таким способом закрываем много задач по выстраиванию эффективных отношений с заказчиками», — рассказал Дмитрий Уткин.
Резюмируя работу сессий и круглых столов, посвященных оснащению школ, участники стратсессии пришли к выводу, что бизнес может и должен вносить свой вклад в процесс технологических трансформаций образования. Системная просветительская работа с педагогическими сообществами — важный шаг в борьбе с «пыльными коробками» на школьных складах.
В дальнейшем такой подход к выводу продуктов на рынок может стать основой для создания и утверждения новых стандартов оснащения образовательных организаций учебным оборудование.
«Ещё одно пожелание, которое мы хотим зафиксировать в резолюции съезда: закладывать статью расходов на оснащение учебных пространств соответствующим оборудованием на стадии проектирования. Это касается и школ-новостроек, и учреждений, ожидающих капремонта. Такой подход позволит добиться эффекта предсказуемости и прийти к адекватному планированию каждой из сторон закупочного процесса. У российского учпрома достаточно ресурсов для работы по реализации национальных проектов, мы можем сделать больше, но в комфортных для бизнеса условиях», — выступил с предложением Дмитрий Уткин.
Центр новой отраслевой философии
Кооперационная цепочка интересов педагогов, производителей, представителей научно-методического сообщества сомкнулась в решениях, связанных с оснащение учреждений СПО. Итогом работы данной секции стало предложение по созданию методических пособий по применению нового учебного оборудования. Это первая экосистемы взаимных интересов, которая сформировалась непосредственно на площадке съезда «УЧПРОМ».
«Учебная промышленность — это социальный бизнес, в концепции которого социальная функция всегда превышает экономические цели, — отметила Антонина Цицулина. — В 2012 году, впервые обсуждая перспективы развития индустрии детских товаров, мы говорила о том, что она должна быть, в первую очередь, детоцентричной. Сейчас, работая над стратегией развития учебной промышленности, мы пришли к видению миссии учпрома. Наш современный ориентир — не только дето-, но и педагогоцентричность. Потому что главный человек в системе образования и развития личности ребенка — это педагог-вдохновитель, способный вести за собой. А учебная промышленность — тот механизм, который помогает ему достигать высоких целей. Мы помощники учителя! И эта самоидентификация, которую мы сейчас проходим, входит в ряд самых важных институциональных вопросов».
Впереди у членов программного комитета II Национального съезда «УЧПРОМ-2024», тех, кто уже провёл колоссальную работу по формированию архитектуры и формулированию проблематики события, работа над оформлением идей в резолюцию. Судьба резолюции известна, она войдёт в число документов, которые будут определять роль и перспективы отрасли в рамках Стратегии развития образования на 2030-2040 годы, работа над которой стартовала в дни работы съезда, синхронизируя запросы образования и возможности учебной промышленности.
Партнеры съезда:

Стратегический партнер: ГК «Просвещение»

Генеральный партнер: ООО «ПроШкола»

Генеральный технологический партнер: ООО «Некс-Т»

Информационная поддержка:

Генеральный информационный партнер: ТАСС

Официальные информационные партнеры:

· Вестник ИДТ

· Учительская газета

· Учительская Россия

· Народное образование

Информационные партнеры:

· Детский вопрос

· SmallBusiness

· Издательство 1 сентября

· Известия института педагогики и психологии образования

· Журнал «Hominum»

· Инфраструктура качества

· Журнал СПО

· Журнал «EdDesign Mag»