В рамках Национального съезда промышленности «УЧПРОМ-2025» состоялся «Классный час региона: московский проект «Моя школа»» — специализированная сессия, посвященная масштабному столичному проекту по обновлению образовательных учреждений столицы.
Модератор сессии — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александра Корнеева сообщила, что проект вовлекает множество участников — от государственных структур до производителей, каждый из которых играет важную роль». Цель участия в большом федеральном съезде — «рассказать про механизмы обновления школ, обменяться опытом и найти новые идеи для дальнейшего развития».
По данным Департамента образования и науки города Москвы, в настоящее время в столице 576 образовательных комплексов, в которых обучаются 1,1 млн школьников и 342 тыс. дошкольников. Имущественный комплекс городской системы образования состоит примерно из 5 тыс. зданий. При этом город строит большое количество новых школ и детских садов. По итогам 2025 г. планируется открыть более 50 объектов.
Параллельно с новым строительством в Москве реализуется программа обновления «Моя школа». В ее рамках в текущем году модернизировано 51 школьное здание. В следующему году планируется обновление до 100 объектов. Для того чтобы управлять масштабным процессом строительства и обновления зданий для школ и дошкольных учреждений, в столице разработан единый стандарт требований к качеству учебной среды. Предполагается, что на его основе в Москве к 2035 г. будет полностью обновлена инфраструктура образования.
«Историю стандарта «Московская школа» можно проследить с момента его разработки, когда мы поставили перед собой задачу создать единые высокие требования к качеству и комфорту учебной среды, — рассказала Александра Корнеева. — В его рамках особенно выделяется требование к мебели — она должна быть эргономичной, безопасной и долговечной, соответствовать современным образовательным технологиям. Мы регулярно обновляем стандарты, чтобы учитывать новые подходы и технологии, а также обеспечивать комфорт и безопасность наших учеников и педагогов».
Заместитель начальника Управления качества и стандартизации ГКУ ДИОМ, которое принимало участие в разработке стандарта «Московская школа», Сергей Антонов сообщил, что на начальном этапе стояла задача выработать единый подход, так как до этого у каждого было свое видение того, как должна выглядеть школа.
«Наш стандарт основан на трех базовых ценностях: безопасность, комфорт и эстетика, — пояснил спикер. — Например, отдельные материалы мы подбираем так, чтобы они соответствовали требованиям противопожарной безопасности, а цветовые решения радовали глаз, но при этом были спокойными и не отвлекали от учебного процесса».
Участникам съезда из регионов было важно понять механизм закупок товаров для школ в Москве по программе «Моя школа». Для осуществления закупок мебели и оборудования Департамент образования и науки города Москвы осуществляет конкурсную процедуру. В 2025 г. было закуплено более 3 млн товаров по 3 тыс. позициям для обновленных городских школ.
«Механизм закупок в рамках программы «Моя школа» строится на принципах прозрачности и эффективности. Мы используем электронные площадки, детально прописываем критерии отбора — качество, цена, сроки, соответствие стандартам», — рассказала Александра Корнеева.
По ее словам, важной задачей является проведение конкурсов, контроль исполнения контрактов, а также формирование портфеля надежных поставщиков.
«Все решения проходят экспертизу и одобрение, чтобы обеспечить оптимальное соотношение цены и качества и своевременное оснащение школ», — пояснила Корнеева.
Подробно об организации трехэтапной процедуры закупок, рассказал первый заместитель директора ГАУ ЦТО Мурад Куштаков. По его словам, в рамках первого этапа создается рабочая группа, которая проводит встречи с производителями, выезжает в регионы на производственные площадки.
«Итогом этой работы является формирование усредненных технических характеристик, а также пула поставщиков, — пояснил он. — Затем данные передаются в наш центр, и мы определяем стартовую цену, проводим экспертизу цен на достоверность в аналитическом центре города Москвы, а после этого — выносим на согласование межведомственной рабочей группы, куда входят департаменты по конкурентной и по экономической политике города Москвы, муниципальное отделение ФАС и главное контрольное управление».
Все согласования проходят в электронном виде, а сами торги проводятся за единицу продукции. При этом товары разделяются на несколько категорий для того, чтобы «привлечь к их поставке больше производителей и минимизировать риски срывов сроков поставки». Дорогостоящее оборудование, у которого есть российские производители, как отметил Мурад Куштаков, закупается путем проведения конкурсов, которые размещаются на московской электронной торговой площадке. Он также напомнил, что главным отличием конкурса от аукциона является то, что в аукционе решающим фактором является цена, а при конкурсной процедуре учитывается и квалификация.
«В нашем случае мы учитываем наличие у поставщика производственных мощностей, опыта, помещения, станков и т. д., — рассказал первый заместитель директора ГАУ ЦТО. — В рамках исполнения контракта победитель конкурса согласовывает с нами эскиз и изготавливает сигнальный образец».
«Развитие отечественного производства — ключевой фактор снижения стоимости и повышения качества школьной мебели, — подчеркнула Александра Корнеева. — Нам важно закупать больше оборудования без ущерба качеству, а также развивать отечественный рынок труда и промышленность. Включение российских предприятий в цепочку поставок — важная часть стратегии».
Она заверила, что департамент всегда открыт для новых производителей, с которыми стремится налаживать конструктивный диалог.
Генеральный директор производителя мебели «Феликс» Андрей Михайлов сообщил, что для успешного участия в программе «Моя школа» важно наличие производства, контроль качества продукции еще на этапе входящих материалов, а также способность обеспечить бесперебойную работу сервисной службы.
«Одновременно приходилось работать даже в 35 школах, и надо иметь ресурс, чтобы организовать этот процесс», — поделился он опытом. В настоящее время его компания расширяет производственные мощности в Москве.
Генеральный директор производителя школьной мебели ООО НПК «ОЛИМП» Елена Олимпиева тоже отметила, что участие в проекте позволило масштабировать производство и внедрить современные технологии автоматизации.
Генеральный директор одного из лидеров производства стульев в России ELMAT Group Юрий Шевченко рассказал о том, что его компании удалось организовать производство максимально комфортных школьных стульев, которыми сейчас оснащены все модернизированные школы.
«Это важный шаг в образовании с точки зрения эргономики и предупреждения заболеваний детей», — заявил Шевченко.
Он отметил, что отойти от советского ГОСТа, который обязывал производить школьные стулья из фанеры, позволило «инновационное мышление Департамента образования и науки города Москвы, и это решение однозначно будет полезно для регионов России».
«Опыт Департамента образования и науки города Москвы в организации закупок может быть востребован другими регионами и взят за основу для создания системы закупок посредством конкурсных, а не аукционных процедур, в сфереобразования на федеральном уровне», — сообщила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
«Тот опыт, который сегодня представила Москва, может быть достаточным основанием для стратегии развития индустрии детских товаров и учебного оборудования, и именно на его основе мы могли бы рекомендовать разработать следующую дорожную карту развития отрасли», — заявила спикер, завершая обсуждение.
Модератор сессии — заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александра Корнеева сообщила, что проект вовлекает множество участников — от государственных структур до производителей, каждый из которых играет важную роль». Цель участия в большом федеральном съезде — «рассказать про механизмы обновления школ, обменяться опытом и найти новые идеи для дальнейшего развития».
По данным Департамента образования и науки города Москвы, в настоящее время в столице 576 образовательных комплексов, в которых обучаются 1,1 млн школьников и 342 тыс. дошкольников. Имущественный комплекс городской системы образования состоит примерно из 5 тыс. зданий. При этом город строит большое количество новых школ и детских садов. По итогам 2025 г. планируется открыть более 50 объектов.
Параллельно с новым строительством в Москве реализуется программа обновления «Моя школа». В ее рамках в текущем году модернизировано 51 школьное здание. В следующему году планируется обновление до 100 объектов. Для того чтобы управлять масштабным процессом строительства и обновления зданий для школ и дошкольных учреждений, в столице разработан единый стандарт требований к качеству учебной среды. Предполагается, что на его основе в Москве к 2035 г. будет полностью обновлена инфраструктура образования.
«Историю стандарта «Московская школа» можно проследить с момента его разработки, когда мы поставили перед собой задачу создать единые высокие требования к качеству и комфорту учебной среды, — рассказала Александра Корнеева. — В его рамках особенно выделяется требование к мебели — она должна быть эргономичной, безопасной и долговечной, соответствовать современным образовательным технологиям. Мы регулярно обновляем стандарты, чтобы учитывать новые подходы и технологии, а также обеспечивать комфорт и безопасность наших учеников и педагогов».
Заместитель начальника Управления качества и стандартизации ГКУ ДИОМ, которое принимало участие в разработке стандарта «Московская школа», Сергей Антонов сообщил, что на начальном этапе стояла задача выработать единый подход, так как до этого у каждого было свое видение того, как должна выглядеть школа.
«Наш стандарт основан на трех базовых ценностях: безопасность, комфорт и эстетика, — пояснил спикер. — Например, отдельные материалы мы подбираем так, чтобы они соответствовали требованиям противопожарной безопасности, а цветовые решения радовали глаз, но при этом были спокойными и не отвлекали от учебного процесса».
Участникам съезда из регионов было важно понять механизм закупок товаров для школ в Москве по программе «Моя школа». Для осуществления закупок мебели и оборудования Департамент образования и науки города Москвы осуществляет конкурсную процедуру. В 2025 г. было закуплено более 3 млн товаров по 3 тыс. позициям для обновленных городских школ.
«Механизм закупок в рамках программы «Моя школа» строится на принципах прозрачности и эффективности. Мы используем электронные площадки, детально прописываем критерии отбора — качество, цена, сроки, соответствие стандартам», — рассказала Александра Корнеева.
По ее словам, важной задачей является проведение конкурсов, контроль исполнения контрактов, а также формирование портфеля надежных поставщиков.
«Все решения проходят экспертизу и одобрение, чтобы обеспечить оптимальное соотношение цены и качества и своевременное оснащение школ», — пояснила Корнеева.
Подробно об организации трехэтапной процедуры закупок, рассказал первый заместитель директора ГАУ ЦТО Мурад Куштаков. По его словам, в рамках первого этапа создается рабочая группа, которая проводит встречи с производителями, выезжает в регионы на производственные площадки.
«Итогом этой работы является формирование усредненных технических характеристик, а также пула поставщиков, — пояснил он. — Затем данные передаются в наш центр, и мы определяем стартовую цену, проводим экспертизу цен на достоверность в аналитическом центре города Москвы, а после этого — выносим на согласование межведомственной рабочей группы, куда входят департаменты по конкурентной и по экономической политике города Москвы, муниципальное отделение ФАС и главное контрольное управление».
Все согласования проходят в электронном виде, а сами торги проводятся за единицу продукции. При этом товары разделяются на несколько категорий для того, чтобы «привлечь к их поставке больше производителей и минимизировать риски срывов сроков поставки». Дорогостоящее оборудование, у которого есть российские производители, как отметил Мурад Куштаков, закупается путем проведения конкурсов, которые размещаются на московской электронной торговой площадке. Он также напомнил, что главным отличием конкурса от аукциона является то, что в аукционе решающим фактором является цена, а при конкурсной процедуре учитывается и квалификация.
«В нашем случае мы учитываем наличие у поставщика производственных мощностей, опыта, помещения, станков и т. д., — рассказал первый заместитель директора ГАУ ЦТО. — В рамках исполнения контракта победитель конкурса согласовывает с нами эскиз и изготавливает сигнальный образец».
«Развитие отечественного производства — ключевой фактор снижения стоимости и повышения качества школьной мебели, — подчеркнула Александра Корнеева. — Нам важно закупать больше оборудования без ущерба качеству, а также развивать отечественный рынок труда и промышленность. Включение российских предприятий в цепочку поставок — важная часть стратегии».
Она заверила, что департамент всегда открыт для новых производителей, с которыми стремится налаживать конструктивный диалог.
Генеральный директор производителя мебели «Феликс» Андрей Михайлов сообщил, что для успешного участия в программе «Моя школа» важно наличие производства, контроль качества продукции еще на этапе входящих материалов, а также способность обеспечить бесперебойную работу сервисной службы.
«Одновременно приходилось работать даже в 35 школах, и надо иметь ресурс, чтобы организовать этот процесс», — поделился он опытом. В настоящее время его компания расширяет производственные мощности в Москве.
Генеральный директор производителя школьной мебели ООО НПК «ОЛИМП» Елена Олимпиева тоже отметила, что участие в проекте позволило масштабировать производство и внедрить современные технологии автоматизации.
Генеральный директор одного из лидеров производства стульев в России ELMAT Group Юрий Шевченко рассказал о том, что его компании удалось организовать производство максимально комфортных школьных стульев, которыми сейчас оснащены все модернизированные школы.
«Это важный шаг в образовании с точки зрения эргономики и предупреждения заболеваний детей», — заявил Шевченко.
Он отметил, что отойти от советского ГОСТа, который обязывал производить школьные стулья из фанеры, позволило «инновационное мышление Департамента образования и науки города Москвы, и это решение однозначно будет полезно для регионов России».
«Опыт Департамента образования и науки города Москвы в организации закупок может быть востребован другими регионами и взят за основу для создания системы закупок посредством конкурсных, а не аукционных процедур, в сфереобразования на федеральном уровне», — сообщила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
«Тот опыт, который сегодня представила Москва, может быть достаточным основанием для стратегии развития индустрии детских товаров и учебного оборудования, и именно на его основе мы могли бы рекомендовать разработать следующую дорожную карту развития отрасли», — заявила спикер, завершая обсуждение.