Путь к национальному суверенитету начинается в развивающей среде детского сада
На Национальном съезде учебной промышленности «УЧПРОМ-2025» состоялась стратегическая дискуссия «Инфраструктура детского сада: роль промышленности в реализации национальных целей в сфере дошкольного образования». Она была посвящена вопросу включения в федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требований к минимальному перечню средств обучения и воспитания. Участники мероприятия — представители Министерства просвещения России, научного и образовательного сообществ, а также производители продукции для дошкольных учебных учреждений (ДОУ) — подвели первые итоги работы по исполнению приказа Минпросвещения России от 25.12.2024 № 1057.
Об основных инструментах государственной политики в вопросе создания современной и соответствующей национальным целям инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) рассказала заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Министерства просвещения России Наталья Костюк.
«Мы ведем работу по сохранению и развитию единого образовательного пространства, — сообщила спикер. — На сегодняшний день мы имеем достаточно понятный спектр финансируемых через федеральный и региональные бюджеты мероприятий, направленных на создание условий для получения качественного дошкольного образования».
Она напомнила, что на государственном уровне реализуются программы строительства новых детских садов, а также капитального ремонта и переоснащения старых. Много внимания уделяется и организации уличных пространств ДОУ. В 2023 году были разработаны методические рекомендации по наполнению образовательной среды детских садов, которые в настоящее время дорабатываются с учетом приказа № 1057. Более того, ведомство уже работает над созданием стратегии развития образования до 2036 г. и на последующий период.
«Прежде всего мы должны определить минимальные требования к системе и перечень важнейшего оборудования с учетом запросов современного образования, — рассказала она. — Также необходимо четко выстроить систему мониторинга, которая должна быть понятна всем участникам процесса. С целью разработки нормативно-правовых актов создана рабочая группа, в которую также входят представители Минпромторга». В своем выступлении Наталья Костюк подчеркнула два важных принципа, на которых базируется подход ведомства к организации работы ДОУ. Первый – воспитание детей в духе патриотизма. Второй — создание пространств с учетом того, что ведущей деятельностью у дошкольников является игра.
Участники стратегической дискуссии были единогласны в том, что для создания качественной инфраструктуры ДОУ необходимо усиливать взаимодействие заинтересованных сторон и вырабатывать единый подход к регулированию процессов. В частности, президент АО «Элти-Кудиц», доцент МГПУ Сергей Аверин большую часть своего выступления посвятил вопросам сотрудничества органов власти, образовательного и предпринимательского сообществ.
«Пока сложность постановки задачи превалирует, а взаимодействие системы образования с бизнесом недостаточное, особенно на региональном и муниципальном уровнях, — отметил он, призвав регуляторов избегать чрезмерного увлечения стандартами. — Например, сейчас слишком зарегламентирован порядок попадания продукции в ГИСП. Поставки в ДОУ по федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не всегда учитывают качество продукции и ее сопровождение. Мы должны понимать, что наш основной заказчик — Министерство просвещения, и приказ № 1057 должен иметь приоритет перед ГИСП при оснащении ДОУ».
Научный взгляд на создание здоровьесберегающей среды в ДОУ представила директор «Института развития здоровья и адаптации детей» Елена Приступа. В числе факторов, которые эксперт призвала учитывать при формировании перечня необходимой ДОУ продукции и создании развивающей среды, — необходимость создания комфортных и функциональных пространств для обучения, игры и прогулок, а также медицинских кабинетов и спортивных площадок. Также она призвала использовать лучшие наработки советского периода по организации работы ДОУ.
Многие участники дискуссии поделились полезными кейсами из своего опыта и высказали предложения по усовершенствованию системы закупок для образовательных учреждений. В частности, вопрос баланса инноваций и традиций подняла в своем выступлении директор кировской фабрики игрушек «Весна» Ольга Доротюк.«Инновации являются важным элементом образовательного процесса, но основой для развития все равно могут быть только традиционные игрушки, которые воспитывают в детях творческое начало, любознательность», — отметила она, предложив включить традиционные игрушки в перечень товаров, который с 1 октября 2025 г. ДОУ могут закупать малыми партиями до 600 тыс. рублей.
Наиболее емко общую задачу в вопросе работы с дошкольниками определила заведующая ДОУ «Детский сад № 32» г. Липецка Наталья Стрельникова: «воспитание через традиции, развитие через инновации». Это девиз возглавляемого ей образовательного учреждения, поддержку которому высказали многие участники мероприятия. Стрельникова рассказала об опыте создания на основе этого подхода развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, который состоит из четырех корпусов и 46 групп, девять из которых — компенсирующей направленности, три — инклюзивные. По ее словам, детский сад посещают воспитанники и с расстройствами аутистического спектра, и уже нескольких из них удалось социально адаптировать, что, по ее мнению, является огромным достижением.
О съезде «УЧПРОМ-2025»:
III Национальный съезд учебной промышленности — ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.