Максим Казарновский: «Я с нетерпением жду итогов съезда "УЧПРОМ-2025"»
Итоговую пленарную сессию съезда «УЧПРОМ-2025» по традиции будет модерировать директор ММСО Максим Казарновский, которого накануне мероприятия мы расспросили об ожиданиях от съезда и о тех изменениях, к которым приводит работа крупнейшей площадки страны по оснащению образовательных учреждений России.
— Максим Сергеевич, хорошей традицией становится модерирование Вами заключительной сессии УЧПРОМА, где подводятся итоги съезда и обсуждаются перспективные планы. Участники ждут ваших ярких блестящих ремарок и выступления – какую ключевую мысль Вы бы хотели донести до них у этом году?
— Я с нетерпением жду итогов съезда «УЧПРОМ-2025», потому что именно они станут предметом нашей финальной пленарной сессии «Образ будущего УЧПРОМа: «дорожная карта» развития учебной промышленности 2030», которую я буду модерировать.
Я на связи со всеми экспертами и спикерами, и, когда пройдут первые два дня съезда, мы обязательно максимально подробно подведём итоги. Это нужно, чтобы была фактура для резолюции, которая будет направлена в Правительство Российской Федерации. Но самое важное — на основании итогов съезда будет создана дорожная карта по оснащению учебных кабинетов, лабораторий и мастерских в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования отечественным учебным и лабораторным оборудованием в 2030 году.
Всё больше образовательные результаты зависят от технологий. С одной стороны, чем качественнее будут технологии, а с другой — чем глубже представители производителей и поставщиков будут включаться в организацию образовательного процесса и взаимодействия с преподавателями, тем выше будет эффективность. Без технологических решений всё происходит не так интенсивно, как с их применением, но от года к году мы будем видеть, как происходит рост образовательных результатов и как налаживается воспитательный процесс.
— За три года, что проводится Съезд, изменилось отношение и подходы к оснащению образовательных учреждений: выходят приказы с перечнями учебного оборудования и средств обучения; пришло понимание о приоритетности российских производителей перед зарубежными и что заказы на их производство должны формироваться заранее, а закупки быть прозрачными. У Вас, как человека, который проводит крупнейший образовательный салон, есть маркер, который свидетельствует о переменах в отношении учебной промышленности и оснащения школ, СПО, вузов?
— Я вижу принципиальные изменения. Раньше, например, строительство новых образовательных объектов и их комплектация были совершенно непересекающимися процессами. Было сложно отследить, по каким параметрам формируется перечень оборудования для образовательных организаций. Поэтому во многих продвинутых учреждениях оно часто стоит запакованное: педагоги не очень понимают, как им пользоваться, либо боятся его, либо им пришло не то, что нужно для конкретной организации.
Сейчас же мы видим, что на стадии проектирования и девелоперы, и архитектурные бюро приглашают интеграторов. Они осмысленно проектируют пространства, в которые так же осмысленно встраивается оборудование. Это нужно для того, чтобы команда, приходя в новую образовательную организацию, понимала, что делать и с пространствами, и с оснащением.
Такая синхронизация всех усилий — основной маркер последнего времени. Мне кажется, УЧПРОМ-2025 является одним из важных инструментов этой синхронизации. По крайней мере, я именно об этом буду говорить. И вся наша команда старается создать благоприятные условия для того, чтобы многочисленные игроки в сфере оснащения образовательных организаций максимально синхронизировали общие усилия, в центре которых, конечно, находятся ребёнок, педагог и образовательные результаты.
— Ваши пожелания участникам съезда «УЧПРОМ-2025»? Каких решений, которые будут реализованы на правительственном уровне Вы, возможно, ждете от Съезда?
— На правительственном уровне, безусловно, необходима поддержка российского производителя и создание благоприятных условий для предпринимательства. Именно предприниматель сегодня закрывает те пробелы и проблемы, которые есть в любой сфере.
Особенно важно поддерживать такое предпринимательство с помощью регуляторных мер — чтобы у предпринимателей была опора: и с точки зрения льготного кредитования, и с точки зрения получения субсидий, и с точки зрения более простого и прямого выхода на образовательные организации.
Существующие процедуры создают жесткие ограничения. Они мешают прямой коммуникации между потребителем, производителем и предпринимателем. Если же правительство создаст благоприятные условия и будет уделять этой теме внимание, то всем будет легче качественно работать с этой темой.