В преддверии съезда УЧПРОМ-2024 в рамках информационного партнерства АИДТ и сетевого издания «Учительская Россия» вышло интервью с Лилией Гумеровой – государственным и общественным деятелем, кандидатом педагогических наук, Председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
— Лилия Салаватовна, имея за плечами педагогические образование и несколько лет работы в школе, Вы лучше многих знаете, что для преподавателя значат качественные средства обучения. Если посмотреть на школы России с точки зрения оснащения – насколько сегодняшние школы отличаются от школ конца 90-х — начала 2000-х годов?
Думаю, что любые сравнения не опишут того качественного рывка, который наша страна сделала более чем за 30 лет существования Российской Федерации. Национальный проект «Образование» дал мощнейший толчок развитию отечественной учебной промышленности и наполнил образовательные учреждения современными средствами обучения, учебным оборудованием, качественной школьной мебелью, отечественными игровыми средствами обучения.
Посмотрите на современные школьные доски, и никаких слов ни понадобится – они нагляднее всего показывают трансформацию средств обучения и инновации, которые пришли в школы.
— Вы как-то сказали, что из тех законопроектов, над которыми Вы работали, особенно гордитесь «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Сейчас при оснащении образовательных учреждений стараются не просто учитывать, а подчеркивать национальные и региональные особенности. Почему, с Вашей точки зрения, это так важно?
Нематериальное этнокультурное достояние России является частью общего наследия человечества в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов России, этнических общностей, утверждения их культурной самобытности.
Закон вводит понятийный аппарат, устанавливает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, права органов местного самоуправления в области нематериального этнокультурного достояния, основные принципы создания и ведения федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния РФ.
Конечно, национальные и региональные особенности должны найти отражение в образовательных программах и в самой среде современной школы. Школы должны быть не только инновационными, но и близкими по духу, «родными» для учеников и педагогов. Как в песне «С чего начинается Родина?» — нас создает то, что нас окружает.
— Вы принимали участие в подготовке Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам развития индустрии детских товаров. Знаете ли Вы, что дату проведения этого совета — 17 декабря 2021 года – многие называют днем возрождения отечественного УЧПРОМа? Какие из его решений, с Вашей точки зрения, оказались самыми значимыми?
Поручение нашего президента о необходимости актуализировать план мероприятий («дорожную карту») по развитию индустрии детских товаров, включив в него разделы, предусматривающие развитие отраслей, связанных с созданием средств обучения и воспитания, действительно стало началом серьезных перемен.
В рамках исполнения этого поручения Минпромторг и Минпросвещения России разработали целую систему мероприятий, каждое из которых имеет двойное значение. Создавая единую образовательную среду, модернизируя детские сады, школы, СПО, они одновременно дают мощный толчок для развития промышленности, которая производит парты, столы, доски, учебные лаборатории – в общем все, что делает учреждение образовательным.
План развития индустрии до 2030 года включает большое количество мероприятий — это и мониторинг прогнозируемой потребности в средствах обучения и воспитания, и анализ норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания и его своевременная индексация, и проработка вопроса о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к минимальному перечню средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ соответствующего уровня. Каждое из этих мероприятий меняет не только лицо российского образования, но и национальной учебной промышленности.
— По Вашему предложению с 2022 года проводится мониторинг эффективности мероприятий, предусмотренных региональными программами развития промышленности для создания благоприятных условий развития отечественной индустрии товаров для детей. Почему роль регионов так важна и как Вы видите их участие в комплексном развитии индустрии для детства?
Совет Федерации – это палата регионов. И, как подчеркивает Валентина Ивановна Матвиенко, поддержка новых точек роста экономики субъекта РФ имеет первостепенное значение.
В прошлом году, на площадке Совета Федерации, мы вручали премию «Золотой медвежонок» представителям тех регионов, что внесли наибольший вклад в развитие индустрии, реализуют региональные планы развития, активно участвуют в федеральных событиях, продвигая своих производителей и представляя их продукцию.
Считаю крайне важной работу, которая позволяет достучаться до каждого регионального производителя, и большого, и маленького, и только начинающего свое дело. Задача региональной власти – помочь их становлению и развитию. И мы выделяем тех, кто получает результат на этом пути.
Будем стараться, чтобы регионы-лидеры в этом направлении работы получали не только признание важности своей деятельности, но и федеральную поддержку, которая, в свою очередь, усилит меры поддержки отечественных производителей детских товаров и учебного оборудования, а значит – позволит нарастить долю отечественной продукции.
— Вы имеете прямое отношение к старту в 2025 году большого проекта по переоснащению детских дошкольных учреждений, в рамках которого в ближайшие 5 лет России предстоит модернизировать и оснастить 4 тыс. имеющихся и 100 новых детских садов. Что стоит за этими цифрами? Будете ли Вы курировать эту работу? Что Вам кажется в ней главным? Что нельзя упустить?
Мы начали эту работу с разработки методических рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
В новом плане по развитию ИДТ, Минпросвещения России предлагает продолжить изучение эффективных практик субъектов Российской Федерации по использованию рекомендаций, чтобы выявить и взять за основу лучший опыт, самые передовые практики. И уже на его основе разрабатывать перечни оснащения дошкольных учреждений для реализации новых нацпроектов «Семья» и «Молодежь и дети».
За цифрами с количеством учреждений, которые предстоит построить и модернизировать, стоит большая и кропотливая работа научного, образовательного, экспертного и бизнес-сообщества. Наш Комитет будет активно участвовать в реализации нацпроектов, обеспечивая законодательное сопровождение и поддержку органов исполнительной власти. Считаю, что важно все, здесь нет мелочей. А вот главное – это дети и сам учитель, им нужна всесторонняя поддержка.
— Еще одна Ваша совместная с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров инициатива – об оснащении отечественных образовательных учреждений продукцией российского производства. Она получила поддержку на самом высоком уровне. Есть переживания на предмет того – справятся ли национальные предприятия с госзаказом? Тем более, что в ближайшие 5 лет оснащать придется сразу все виды образовательных учреждений – от детских садов до СПО и вузов?
Учитывая сегодняшние социально-экономические условия и запрос государства на суверенное отечественное образование, развитие производства учебного оборудования приобретает особое значение. Мы должны не только оперативно реагировать на вызовы времени, но и выработать эффективные механизмы и инструменты технологического суверенитета, создания инновационных, наукоемких и высокотехнологичных продуктов, отвечающих всем запросам образовательного сообщества и полного материально-технического обеспечения отечественными средствами обучения и развития нашего дошкольного, школьного и высшего образования.
Решению всех этих вопросов способствует съезд Национальной учебной промышленности «УЧПРОМ-2024», который пройдет 29-31 октября в Москве. Проведем смотр сил и возможностей отечественной промышленности перед стартом новых нацпроектов, посмотрим, чем можем помочь перспективным и эффективным предприятиям, чтобы они смогли кратно нарастить производство.
— Ректоры педагогических вузов просят обратить внимание на то, что школы сейчас оснащены лучше, чем высшие учебные заведения, в которых готовят учителей для тех самых школ. Финансирование их оснащения только-только начинается, что важно учесть в начале этого процесса?
Важно учесть мнение преподавателей, вовлекать студентов в проектирование образовательного пространства. Особо отмечу важность подготовки будущих воспитателей и педагогов на самом современном оборудовании, чтобы первое место работы не требовало переподготовки, а весь педагогический инструментарий был привычен и удобен в использовании. Соответствующие мероприятия по оснащению педагогических вузов предусмотрено в новом национальном проекте.
— Единое образовательное пространство на всей территории России, к которому мы стремимся, означает, что в самых отдаленных уголках нашей страны детские сады, школы, СПО и вузы будут оснащены одинаково? Кроме региональных и национальных особенностей, что еще будет отличать учебные заведения одного вида? Какой в идеале должна быть образовательная среда будущего?
Образовательная среда будущего должна давать равные права для старта юного человека, быть доброжелательной, безопасной и качественной. Она должна помогать воспитанию детей в российском культурном пространстве, чтобы у них формировались нравственные ценности, любовь к Родине. Это важнейшие задачи не только для образовательного сообщества, но и для предприятий индустрии детских товаров.
— Лилия Салаватовна, имея за плечами педагогические образование и несколько лет работы в школе, Вы лучше многих знаете, что для преподавателя значат качественные средства обучения. Если посмотреть на школы России с точки зрения оснащения – насколько сегодняшние школы отличаются от школ конца 90-х — начала 2000-х годов?
Думаю, что любые сравнения не опишут того качественного рывка, который наша страна сделала более чем за 30 лет существования Российской Федерации. Национальный проект «Образование» дал мощнейший толчок развитию отечественной учебной промышленности и наполнил образовательные учреждения современными средствами обучения, учебным оборудованием, качественной школьной мебелью, отечественными игровыми средствами обучения.
Посмотрите на современные школьные доски, и никаких слов ни понадобится – они нагляднее всего показывают трансформацию средств обучения и инновации, которые пришли в школы.
— Вы как-то сказали, что из тех законопроектов, над которыми Вы работали, особенно гордитесь «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Сейчас при оснащении образовательных учреждений стараются не просто учитывать, а подчеркивать национальные и региональные особенности. Почему, с Вашей точки зрения, это так важно?
Нематериальное этнокультурное достояние России является частью общего наследия человечества в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов России, этнических общностей, утверждения их культурной самобытности.
Закон вводит понятийный аппарат, устанавливает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, права органов местного самоуправления в области нематериального этнокультурного достояния, основные принципы создания и ведения федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния РФ.
Конечно, национальные и региональные особенности должны найти отражение в образовательных программах и в самой среде современной школы. Школы должны быть не только инновационными, но и близкими по духу, «родными» для учеников и педагогов. Как в песне «С чего начинается Родина?» — нас создает то, что нас окружает.
— Вы принимали участие в подготовке Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам развития индустрии детских товаров. Знаете ли Вы, что дату проведения этого совета — 17 декабря 2021 года – многие называют днем возрождения отечественного УЧПРОМа? Какие из его решений, с Вашей точки зрения, оказались самыми значимыми?
Поручение нашего президента о необходимости актуализировать план мероприятий («дорожную карту») по развитию индустрии детских товаров, включив в него разделы, предусматривающие развитие отраслей, связанных с созданием средств обучения и воспитания, действительно стало началом серьезных перемен.
В рамках исполнения этого поручения Минпромторг и Минпросвещения России разработали целую систему мероприятий, каждое из которых имеет двойное значение. Создавая единую образовательную среду, модернизируя детские сады, школы, СПО, они одновременно дают мощный толчок для развития промышленности, которая производит парты, столы, доски, учебные лаборатории – в общем все, что делает учреждение образовательным.
План развития индустрии до 2030 года включает большое количество мероприятий — это и мониторинг прогнозируемой потребности в средствах обучения и воспитания, и анализ норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания и его своевременная индексация, и проработка вопроса о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к минимальному перечню средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ соответствующего уровня. Каждое из этих мероприятий меняет не только лицо российского образования, но и национальной учебной промышленности.
— По Вашему предложению с 2022 года проводится мониторинг эффективности мероприятий, предусмотренных региональными программами развития промышленности для создания благоприятных условий развития отечественной индустрии товаров для детей. Почему роль регионов так важна и как Вы видите их участие в комплексном развитии индустрии для детства?
Совет Федерации – это палата регионов. И, как подчеркивает Валентина Ивановна Матвиенко, поддержка новых точек роста экономики субъекта РФ имеет первостепенное значение.
В прошлом году, на площадке Совета Федерации, мы вручали премию «Золотой медвежонок» представителям тех регионов, что внесли наибольший вклад в развитие индустрии, реализуют региональные планы развития, активно участвуют в федеральных событиях, продвигая своих производителей и представляя их продукцию.
Считаю крайне важной работу, которая позволяет достучаться до каждого регионального производителя, и большого, и маленького, и только начинающего свое дело. Задача региональной власти – помочь их становлению и развитию. И мы выделяем тех, кто получает результат на этом пути.
Будем стараться, чтобы регионы-лидеры в этом направлении работы получали не только признание важности своей деятельности, но и федеральную поддержку, которая, в свою очередь, усилит меры поддержки отечественных производителей детских товаров и учебного оборудования, а значит – позволит нарастить долю отечественной продукции.
— Вы имеете прямое отношение к старту в 2025 году большого проекта по переоснащению детских дошкольных учреждений, в рамках которого в ближайшие 5 лет России предстоит модернизировать и оснастить 4 тыс. имеющихся и 100 новых детских садов. Что стоит за этими цифрами? Будете ли Вы курировать эту работу? Что Вам кажется в ней главным? Что нельзя упустить?
Мы начали эту работу с разработки методических рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
В новом плане по развитию ИДТ, Минпросвещения России предлагает продолжить изучение эффективных практик субъектов Российской Федерации по использованию рекомендаций, чтобы выявить и взять за основу лучший опыт, самые передовые практики. И уже на его основе разрабатывать перечни оснащения дошкольных учреждений для реализации новых нацпроектов «Семья» и «Молодежь и дети».
За цифрами с количеством учреждений, которые предстоит построить и модернизировать, стоит большая и кропотливая работа научного, образовательного, экспертного и бизнес-сообщества. Наш Комитет будет активно участвовать в реализации нацпроектов, обеспечивая законодательное сопровождение и поддержку органов исполнительной власти. Считаю, что важно все, здесь нет мелочей. А вот главное – это дети и сам учитель, им нужна всесторонняя поддержка.
— Еще одна Ваша совместная с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров инициатива – об оснащении отечественных образовательных учреждений продукцией российского производства. Она получила поддержку на самом высоком уровне. Есть переживания на предмет того – справятся ли национальные предприятия с госзаказом? Тем более, что в ближайшие 5 лет оснащать придется сразу все виды образовательных учреждений – от детских садов до СПО и вузов?
Учитывая сегодняшние социально-экономические условия и запрос государства на суверенное отечественное образование, развитие производства учебного оборудования приобретает особое значение. Мы должны не только оперативно реагировать на вызовы времени, но и выработать эффективные механизмы и инструменты технологического суверенитета, создания инновационных, наукоемких и высокотехнологичных продуктов, отвечающих всем запросам образовательного сообщества и полного материально-технического обеспечения отечественными средствами обучения и развития нашего дошкольного, школьного и высшего образования.
Решению всех этих вопросов способствует съезд Национальной учебной промышленности «УЧПРОМ-2024», который пройдет 29-31 октября в Москве. Проведем смотр сил и возможностей отечественной промышленности перед стартом новых нацпроектов, посмотрим, чем можем помочь перспективным и эффективным предприятиям, чтобы они смогли кратно нарастить производство.
— Ректоры педагогических вузов просят обратить внимание на то, что школы сейчас оснащены лучше, чем высшие учебные заведения, в которых готовят учителей для тех самых школ. Финансирование их оснащения только-только начинается, что важно учесть в начале этого процесса?
Важно учесть мнение преподавателей, вовлекать студентов в проектирование образовательного пространства. Особо отмечу важность подготовки будущих воспитателей и педагогов на самом современном оборудовании, чтобы первое место работы не требовало переподготовки, а весь педагогический инструментарий был привычен и удобен в использовании. Соответствующие мероприятия по оснащению педагогических вузов предусмотрено в новом национальном проекте.
— Единое образовательное пространство на всей территории России, к которому мы стремимся, означает, что в самых отдаленных уголках нашей страны детские сады, школы, СПО и вузы будут оснащены одинаково? Кроме региональных и национальных особенностей, что еще будет отличать учебные заведения одного вида? Какой в идеале должна быть образовательная среда будущего?
Образовательная среда будущего должна давать равные права для старта юного человека, быть доброжелательной, безопасной и качественной. Она должна помогать воспитанию детей в российском культурном пространстве, чтобы у них формировались нравственные ценности, любовь к Родине. Это важнейшие задачи не только для образовательного сообщества, но и для предприятий индустрии детских товаров.