Новости

В приоритете синхронизация: съезд «УЧПРОМ-2025» определил цели и задачи учебной промышленности на ближайший год

III Национальный съезд учебной промышленности «УЧПРОМ-2025» прошел под знаком необходимости синхронизации работы всех заинтересованных сторон — министерств и ведомств, образовательного и научного сообществ, производителей учебной продукции. Такое мнение высказали участники итоговой пленарной сессии съезда «Образ будущего УЧПРОМа: «Дорожная карта» развития учебной промышленности 2030». Модератор мероприятия, директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский, предложил считать именно тему синхронизации основной по итогам работы форума: «Будущее УЧПРОМа напрямую зависит от стратегии развития образования, два этих образа должны быть синхронихированы». Таким образом, налаживание конструктивного взаимодействия с целью совершенствования российской учебной промышленности в соответствии с национальными целями признано главной практической задачей для всех сторон этого процесса на ближайшую перспективу.

Участники форума договорились об организации рабочих групп для разработки стандартов для оснащения образовательных организаций. По итогам мероприятия может быть создана дорожная карта развития учебной промышленности, в которую войдут предложения участников форума, в том числе по замене аукционной процедуры закупок продукции учебной промышленности на конкурсную, использования офсетных контрактов, расширению использования учебного оборудования в системе СПО и многие другие.

Директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Дмитрий Кусков поддержал инициативу по разработке дорожной карты по итогам выставки «УЧПРОМ-2025». «Реализация дорожной карты позволит комплексно учесть интересы производителей и создать дополнительные стимулы для ускоренного развития отрасли», — отметил он.

Дмитрий Кусков также сообщил о совместной работе с Министерством просвещения Российской Федерации по вопросу оснащения школ и приоритизации закупок отечественного оборудования.

Свои рекомендации для внесения в дорожную карту развития учебной промышленности по дошкольному оборудованию от лица всех участников съезда высказал президент АО «Элти-Кудиц» Сергей Аверин: «При закупках продукции учебной промышленности ФЗ №44 надо заменить на конкурсные процедуры, а в выборе оборудования образовательные организации должны руководствоваться, прежде всего, приказом Минпросвещения 1057», — заявил президент АО «Элти-Кудиц».

Предложения в резолюцию по направлению «учебное оборудование для школ» внес директор по развитию ООО «Научные развлечения» Дмитрий Уткин: «Главным постулатом, с которым все согласились, стало то, что аукционная система закупок в сфере образования должна быть заменена конкурсной, иначе качество продукции никогда не начнет превалировать над ценой». Также он рассказал о важности приведения содержания приказа Министерства просвещения №838 в соответствие с содержанием учебного предмета «Физика», потому что «на сегодняшний день он не обеспечивает изучения всех тем учебного курса, соответственно — не закрывает потребностей ФГОС по этому предмету».

Также спикер сообщил о рекомендациях учительского сообщества: вернуть в школы должность лаборанта, потому что естественные науки не могут изучаться без экспериментов, а у педагогов зачастую не хватает ресурсов на их организацию.

«Мы со своей стороны в повестку резолюции по «УЧПРОМУ» от имени команды, которая принимала участие в работе над агроклассами, вносим следующее предложение: разработать отраслевые стандарты по оснащению агроклассов не только с учетом мнения Минсельхоза, но также производителей и преподавателей, — сообщила генеральный директор ООО «Анро Технолоджи» Анжела Романова.Хотелось бы, чтобы эта работа велась под эгидой Ассоциации предприятий индустрии детских товаров — чтобы не было рассинхронизации действий и был достигнут результат». В дальнейшем диалог бизнеса и образования, по ее мнению, должен проходить с демонстрацией интегрированных разработок напрямую в образовательном процессе, как это происходило на площадке форума.

«В процессе работы на форуме мы обсудили множество важных тем, — озвучила предложения от блока «оборудование для СПО» генеральный директор ООО «Дидактические системы» Юлия Гольденштейн. — В том числе говорили о том, что прежде, чем начинать строить здания под образовательные учреждения, важно понимать, какое оборудование в них будет размещаться и закладывать определенные размеры помещений и мощности. Обсуждались вопросы стандартизации безопасности учебного оборудования, а также проект «Профессионалитет», в котором много внимания уделяется практике, но остался без должного внимания блок общепрофессиональных дисциплин».

Модератор итоговой пленарной сессии Максим Казарновский рассказал, что ММСО на основе собственных исследований подготовил доклад, в котором выделил три основных тренда, влияющих на оснащение системы образования. «Первый мы наблюдаем уже третий год, и он связан с экономикой будущего, — сообщил он. — Сегодня именно экономика является драйвером будущего, поэтому в первую очередь надо ориентироваться на то, что произойдет с ней через 5-7 лет. И это понимание должно прийти не только к нам, но и в семьи. Представляется, что в образовательный процесс будут включены все ведомства. Пример – агроклассы, которые появились в ответ на изменения и кадровые запросы в сельскохозяйственной отрасли. Второй фактор, который сильно связан с вопросом оборудования образовательных учреждений – их индивидуальные концепции. Государство формирует единый фундамент системы, при этом в ней есть место для вариативности, и специализация важна для оснащения каждой конкретной школы. Третий тренд — участие девелоперов в формировании мотивирующей образовательной среды. Существует большой запрос на то, чтобы еще в момент проектирования школы к ней подключались системные интеграторы, которые оснащали бы образовательные пространства правильным оборудованием».

«В этом году концепция нашего форума, которая заключается в том, чтобы выявить проблемы в отрасли, продумать их возможные варианты решений, под которые затем и формируется программа очередного съезда, доказала свою эффективность, — сообщила программный директор съезда, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.Она содержательна и конкретна. Это площадка для диалога, где свободно озвучиваются проблемы, которые мы переводим в задачи и ищем решения». Стратегия развития образования, по ее словам, «несомненно должна быть синхронизирована со стратегией развития индустрии детских товаров».

За три дня съезд «УЧПРОМ-2025» посетили 1200 участников — производители, интеграторы и заказчики учебного оборудования, педагоги, эксперты, представители федеральных и региональных органов власти. В интерактивной экспозиции российского учебного оборудования было представлено 35 экспонентов с совокупной выручкой свыше 50 млрд рублей.

Итоговая резолюция съезда «УЧПРОМ-2025» будет опубликована в ноябре. Традиционно этот документ ложится в основу докладов в Правительство Российской Федерации, он формирует «дорожную карту» развития отрасли.

О съезде «УЧПРОМ-2025»:

III Национальный съезд учебной промышленности — ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.

Партнеры съезда:

Стратегический партнер — ГК «Просвещение»

Генеральный технологический партнер — ГК «Некс-Т»

Генеральный информационный партнер Съезда — ТАСС

Вестник ИДТ

Информационные партнеры:

Учительская газета

Учительская Россия

ОЭЗ «Технополис Москва»

РИАМО

Народное образование

Журнал «Среднее профессиональное образование»

Журнал «Начальная школа»

РДТ-инфо

Гарант.ру

Журнал «Hominum»

Журнал ОБЖ

Известия института педагогики и психологии образования