На сессии «Классный час директора детского центра: развитие инфраструктуры объектов отдыха и оздоровления как драйвер развития промышленности» эксперты съезда «УЧПРОМ» определили шаги, необходимые для актуализации ассортимента, наметили схемы взаимодействия между заказчиками и производителями для успешной реализации нацпроектов, а также обсудили, в каком оборудовании отрасль дополнительного образования нуждается особенно остро.
«Не секрет, что инфраструктура учреждений дополнительного образования значительно отличается от школьной и дошкольной, детские центры, клубы, кружки свободнее в выборе, поскольку они менее зарегулированы. У них больше возможностей, чтобы подбирать оптимальные решения, и я как модератор хочу услышать, чего сегодня не хватает, что хотелось бы увидеть на горизонте 2030 года, какой запрос есть к рынку, к производителям учебного оборудования», - сформулировал проблематику модератор сессии Дмитрий Уткин, директор по развитию ООО «Научные развлечения».
Он напомнил про удачный опыт Подмосковья, где разработали стандарт оснащения детских садов, и предложил внедрять подобные стандарты и в область дополнительного образования всех форматов. Эта мера помогает точно узнать, какое оборудование необходимо производить и в каких объемах.
Новое оборудование для воспитания многогранной личности
Владимир Шахназаров, руководитель государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детского санаторно-оздоровительного образовательного центра «Лазурный», поделился своим опытом развития инфраструктуры для обучения и отдыха, рассказал, какое оборудование они закупали для улучшения качества, и о том, каких решений им не хватает здесь и сейчас.
«На сегодняшний день дополнительное образование у нас представлено Центром детского творчества и учебным корпусом. Мы реализуем порядка восьми программ дополнительного образования. В рамках реализации данного проекта у нас были созданы 5 лабораторий и 5 учебных кабинетов, появился многофункциональный зал, который позволяет организовывать не просто общие лагерные мероприятия, но и создавать современные каворкинг-зоны, проводить квизы и другие командные мероприятия. Также у нас оборудована студия видео- и звукозаписи», - рассказал он.
Учреждение приобрело оборудование и оснастило направления атлетической гимнастики, баскетбола, волейбола, настольного тенниса и ряд других.
«Хотел бы скцентировать внимание на том, что сейчас есть запрос на мебель-трансформер для «отрядного места», где устраивают установочные встречи, учебные занятия и тренинги. Так же новых решений ждет зона рекреации, где есть потребность в малых архитектурных формах, заинтересованы мы и в интересно оформленных пешеходных маршрутах, эко-тропах», - отметил спикер, подчеркнув открытость центра к новым подходам и приглашая производителей к сотрудничеству.
Шахназаров добавил, что идеи по внедрению нового оборудования руководство детского центра черпает, в первую очередь, у детей, некоторые из заказов формируются на основе информации из СМИ, интернета и так далее.
«Сегодня необходимо развивать и инженерные направления, и творческие, и спортивные. Личность будущего должна быть многогранной. И мы должны создать условия для того, чтобы дети наши раскрывались в полной мере», - резюмировал эксперт.
Кластерная политика – как мера развития промышленности
Об эффективной практике кластерной политики развития промышленности рассказал Сергей Рябов, заместитель руководителя Центра АНО «Корпорация развития промышленности и предпринимательства Нижегородской области».
Пристальное внимание, по его мнению, стоит обратить на госзаказы, потому что объем государственных денежных средств в этом секторе увеличивается. Ужесточаются и требования к компаниям.
«Мы регулярно проводим аудит наших производителей детских товаров, чтобы вовремя понимать, каким образом следует доращивать ассортимент и, соответственно, оборудование. И один из каналов планомерного развития – это, конечно же, госзаказы. Их мониторинг, внимание к изменениям может как раз и обеспечить предприятиям необходимые условия для входа в систему государственных закупок», - подчеркнул он.
Спикер рассказал, что в стране реализуется трехлетняя программа детских садов и в Нижнем Новгороде по ней планируют построить 30 учреждений.
«Наше предприятие будет принимать активное участие в работе над программой, чтобы вносить актуальные предложения и видеть реальные пути поставок продукции нижегородских производителей нижегородским заказчикам. Наша задача как администратора, оператора, управляющей компании по кластеру собирать производителей, рассказывать им о тех мерах поддержки, которые присутствуют, о тех каналах продаж, которые мы можем им обеспечить, если они будут участниками кластера», - пояснил Рябов.
Оборудование и оснащение образовательных центров важно, но создание комфортных условий по оздоровлению еще важнее, уверен эксперт.
«Коллеги планируют достаточно серьёзно обновиться и по медицинскому оборудованию, которое необходимо для лечения ребятишек. Если мы поймем, каким образом финансовая модель оснащения оздоровительных лагерей будет налажена, мы планируем ее вынести, с помощью АИДТ и лично Антонины Викторовны Цицулиной, на федеральный уровень. Это поспособствует внедрению этой программы на территории Нижегородской области», - сказал он.
Как Олимпиады помогают мотивировать детей на обучение
Алена Харитонова, генеральный директор компании «Академия высоких технологий» рассказала, что в России больше не используется термин «одаренные» дети. Вместо этого появилось более точное определение – «мотивированные на обучение дети». Олимпиадное движение – действительно эффективный инструмент, который сейчас работает по выявлению таких детей и повышению общего интереса к новым знаниям.
«Мы уже ведем подобные проекты в нескольких десятках регионов. Регионы рады, и благодаря этому становится все больше и больше не только мотивированных, но и глубоко разбирающихся в технологической отрасли детей. Например, только что мы вернулись из Новосибирска, где пятый год проводим Кубок губернатора Новосибирской области. На нем дети с нуля осваивают технологии искусственного интеллекта и управляют беспилотниками. Это то, что делают ведущие вузы страны. Присоединяйтесь, мы покажем, как реализовывать такие проекты и производителям, и регионам», - предложила Харитонова.
Также спикер отметила, что сейчас ведется непрерывная работа над повышением качества, конкурентоспособности учебного оборудования. И для этого запланировано создание целой серии стандартов.
«Создание, внедрение методик по работе с высокотехнологическим учебным оборудованием - это вообще острый момент и болевая точка российской системы школьного образования: методики должны создаваться по определенным единым правилам, которые совместить в широком технологическом образовании по разным направлениям довольно сложно. Но работаем над этим», - объяснила эксперт.
Взаимодействие учебных заведений и производителей
Анжела Романова, основатель и генеральный директор Narrow Technology, рассказала о создании центра «Квантум», где дети могут бесплатно обучаться робототехнике, и, благодаря которому, компания получила новую линейку оборудования.
«Мы закупили кучу робототехнических наборов, потом стали собирать принтеры, пригласили студентов из МГТУ им. Баумана. Идея была необычная, она заинтересовала многих детей и даже взрослых. Проект оказался успешным, оттуда мы вышли с созданием целой линейки оборудования, связанного с робототехникой, в дальнейшем мы таким же способом стали отдавать наши разработки на апробацию учреждениям Московской области и собирали обратную связь, проводили Всероссийские конкурсы. Мы просили преподавателей, которые занимаются с детьми на нашем оборудовании, писать хорошее оно или плохое, что бы они хотели изменить», - пояснила Анжела Романова.
Производители, являющиеся участниками АИДТ, - это предприниматели, которые смотрят в будущее и понимают ценность обратной связи для эффективного развития бизнеса. Разработчики и производители должны быть ближе к школам, детсадам, досуговым центрам, чтобы создавать полезный, отвечающий запросам времени продукт, подчеркнула Романова.
«Мы должны создавать атмосферу доверия вокруг продукции отечественного производства, в нас должны поверить, полюбить и педагоги, и родители, и дети. Для этого необходимо держать руку на пульсе и мировых тенденций, и новшеств в российской системе образования. Нужно создавать больше коллабораций внутри отрасли, помогать реализовывать продукцию друг друга и улучшать свою», - подытожила она.
Подводя итоги, участники дискуссии отметили, что для успешного развития сферы дополнительного образования необходимо делать ставку на региональный патриотизм, с детства знакомить детей с местными брендами.
«В этом плане интересен Нижний Новгород, потому что там присутствует сильный региональный компонент и есть целый кластер производства. Нижегородская область славится своими промыслами и было бы очень логично включить знакомство детей с той промышленностью, которая существует вокруг них. Здорово, когда ребенок приходит в школу и говорит: «Этот стул сделан на фабрике, которая работает у нас в соседнем районе, мы туда ездили на экскурсию». Эти маленькие кирпичики создают локальный патриотизм, из которого произрастает любовь к Родине в целом», - подчеркнул Дмитрий Уткин.
О съезде «УЧПРОМ-2024»:
II Национальный съезд учебной промышленности - ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Минпросвещения России, Минпромторга России, Росстандарта России, Российской академии образования (РАО), Агентства стратегических инициатив. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Проводится в гибридном формате: офлайн и онлайн, включает в себя деловую программу, выставочную экспозицию, конкурсную программу по выявлению лучшей продукции российского производства.
Партнеры съезда:
Стратегический партнер: ГК «Просвещение»
Генеральный партнер: ООО «ПроШкола»
Генеральный технологический партнер: ООО «Некс-Т»
Информационная поддержка:
Генеральный информационный партнер: ТАСС
Официальные информационные партнеры:
· Вестник ИДТ
· Учительская газета
· Учительская Россия
· Народное образование
Информационные партнеры:
· Детский вопрос
· SmallBusiness
· Издательство 1 сентября
· Известия института педагогики и психологии образования
· Журнал «Hominum»
· Инфраструктура качества
· Журнал СПО
· Журнал «EdDesign Mag»
Смотреть запись трансляций
«Не секрет, что инфраструктура учреждений дополнительного образования значительно отличается от школьной и дошкольной, детские центры, клубы, кружки свободнее в выборе, поскольку они менее зарегулированы. У них больше возможностей, чтобы подбирать оптимальные решения, и я как модератор хочу услышать, чего сегодня не хватает, что хотелось бы увидеть на горизонте 2030 года, какой запрос есть к рынку, к производителям учебного оборудования», - сформулировал проблематику модератор сессии Дмитрий Уткин, директор по развитию ООО «Научные развлечения».
Он напомнил про удачный опыт Подмосковья, где разработали стандарт оснащения детских садов, и предложил внедрять подобные стандарты и в область дополнительного образования всех форматов. Эта мера помогает точно узнать, какое оборудование необходимо производить и в каких объемах.
Новое оборудование для воспитания многогранной личности
Владимир Шахназаров, руководитель государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детского санаторно-оздоровительного образовательного центра «Лазурный», поделился своим опытом развития инфраструктуры для обучения и отдыха, рассказал, какое оборудование они закупали для улучшения качества, и о том, каких решений им не хватает здесь и сейчас.
«На сегодняшний день дополнительное образование у нас представлено Центром детского творчества и учебным корпусом. Мы реализуем порядка восьми программ дополнительного образования. В рамках реализации данного проекта у нас были созданы 5 лабораторий и 5 учебных кабинетов, появился многофункциональный зал, который позволяет организовывать не просто общие лагерные мероприятия, но и создавать современные каворкинг-зоны, проводить квизы и другие командные мероприятия. Также у нас оборудована студия видео- и звукозаписи», - рассказал он.
Учреждение приобрело оборудование и оснастило направления атлетической гимнастики, баскетбола, волейбола, настольного тенниса и ряд других.
«Хотел бы скцентировать внимание на том, что сейчас есть запрос на мебель-трансформер для «отрядного места», где устраивают установочные встречи, учебные занятия и тренинги. Так же новых решений ждет зона рекреации, где есть потребность в малых архитектурных формах, заинтересованы мы и в интересно оформленных пешеходных маршрутах, эко-тропах», - отметил спикер, подчеркнув открытость центра к новым подходам и приглашая производителей к сотрудничеству.
Шахназаров добавил, что идеи по внедрению нового оборудования руководство детского центра черпает, в первую очередь, у детей, некоторые из заказов формируются на основе информации из СМИ, интернета и так далее.
«Сегодня необходимо развивать и инженерные направления, и творческие, и спортивные. Личность будущего должна быть многогранной. И мы должны создать условия для того, чтобы дети наши раскрывались в полной мере», - резюмировал эксперт.
Кластерная политика – как мера развития промышленности
Об эффективной практике кластерной политики развития промышленности рассказал Сергей Рябов, заместитель руководителя Центра АНО «Корпорация развития промышленности и предпринимательства Нижегородской области».
Пристальное внимание, по его мнению, стоит обратить на госзаказы, потому что объем государственных денежных средств в этом секторе увеличивается. Ужесточаются и требования к компаниям.
«Мы регулярно проводим аудит наших производителей детских товаров, чтобы вовремя понимать, каким образом следует доращивать ассортимент и, соответственно, оборудование. И один из каналов планомерного развития – это, конечно же, госзаказы. Их мониторинг, внимание к изменениям может как раз и обеспечить предприятиям необходимые условия для входа в систему государственных закупок», - подчеркнул он.
Спикер рассказал, что в стране реализуется трехлетняя программа детских садов и в Нижнем Новгороде по ней планируют построить 30 учреждений.
«Наше предприятие будет принимать активное участие в работе над программой, чтобы вносить актуальные предложения и видеть реальные пути поставок продукции нижегородских производителей нижегородским заказчикам. Наша задача как администратора, оператора, управляющей компании по кластеру собирать производителей, рассказывать им о тех мерах поддержки, которые присутствуют, о тех каналах продаж, которые мы можем им обеспечить, если они будут участниками кластера», - пояснил Рябов.
Оборудование и оснащение образовательных центров важно, но создание комфортных условий по оздоровлению еще важнее, уверен эксперт.
«Коллеги планируют достаточно серьёзно обновиться и по медицинскому оборудованию, которое необходимо для лечения ребятишек. Если мы поймем, каким образом финансовая модель оснащения оздоровительных лагерей будет налажена, мы планируем ее вынести, с помощью АИДТ и лично Антонины Викторовны Цицулиной, на федеральный уровень. Это поспособствует внедрению этой программы на территории Нижегородской области», - сказал он.
Как Олимпиады помогают мотивировать детей на обучение
Алена Харитонова, генеральный директор компании «Академия высоких технологий» рассказала, что в России больше не используется термин «одаренные» дети. Вместо этого появилось более точное определение – «мотивированные на обучение дети». Олимпиадное движение – действительно эффективный инструмент, который сейчас работает по выявлению таких детей и повышению общего интереса к новым знаниям.
«Мы уже ведем подобные проекты в нескольких десятках регионов. Регионы рады, и благодаря этому становится все больше и больше не только мотивированных, но и глубоко разбирающихся в технологической отрасли детей. Например, только что мы вернулись из Новосибирска, где пятый год проводим Кубок губернатора Новосибирской области. На нем дети с нуля осваивают технологии искусственного интеллекта и управляют беспилотниками. Это то, что делают ведущие вузы страны. Присоединяйтесь, мы покажем, как реализовывать такие проекты и производителям, и регионам», - предложила Харитонова.
Также спикер отметила, что сейчас ведется непрерывная работа над повышением качества, конкурентоспособности учебного оборудования. И для этого запланировано создание целой серии стандартов.
«Создание, внедрение методик по работе с высокотехнологическим учебным оборудованием - это вообще острый момент и болевая точка российской системы школьного образования: методики должны создаваться по определенным единым правилам, которые совместить в широком технологическом образовании по разным направлениям довольно сложно. Но работаем над этим», - объяснила эксперт.
Взаимодействие учебных заведений и производителей
Анжела Романова, основатель и генеральный директор Narrow Technology, рассказала о создании центра «Квантум», где дети могут бесплатно обучаться робототехнике, и, благодаря которому, компания получила новую линейку оборудования.
«Мы закупили кучу робототехнических наборов, потом стали собирать принтеры, пригласили студентов из МГТУ им. Баумана. Идея была необычная, она заинтересовала многих детей и даже взрослых. Проект оказался успешным, оттуда мы вышли с созданием целой линейки оборудования, связанного с робототехникой, в дальнейшем мы таким же способом стали отдавать наши разработки на апробацию учреждениям Московской области и собирали обратную связь, проводили Всероссийские конкурсы. Мы просили преподавателей, которые занимаются с детьми на нашем оборудовании, писать хорошее оно или плохое, что бы они хотели изменить», - пояснила Анжела Романова.
Производители, являющиеся участниками АИДТ, - это предприниматели, которые смотрят в будущее и понимают ценность обратной связи для эффективного развития бизнеса. Разработчики и производители должны быть ближе к школам, детсадам, досуговым центрам, чтобы создавать полезный, отвечающий запросам времени продукт, подчеркнула Романова.
«Мы должны создавать атмосферу доверия вокруг продукции отечественного производства, в нас должны поверить, полюбить и педагоги, и родители, и дети. Для этого необходимо держать руку на пульсе и мировых тенденций, и новшеств в российской системе образования. Нужно создавать больше коллабораций внутри отрасли, помогать реализовывать продукцию друг друга и улучшать свою», - подытожила она.
Подводя итоги, участники дискуссии отметили, что для успешного развития сферы дополнительного образования необходимо делать ставку на региональный патриотизм, с детства знакомить детей с местными брендами.
«В этом плане интересен Нижний Новгород, потому что там присутствует сильный региональный компонент и есть целый кластер производства. Нижегородская область славится своими промыслами и было бы очень логично включить знакомство детей с той промышленностью, которая существует вокруг них. Здорово, когда ребенок приходит в школу и говорит: «Этот стул сделан на фабрике, которая работает у нас в соседнем районе, мы туда ездили на экскурсию». Эти маленькие кирпичики создают локальный патриотизм, из которого произрастает любовь к Родине в целом», - подчеркнул Дмитрий Уткин.
О съезде «УЧПРОМ-2024»:
II Национальный съезд учебной промышленности - ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Минпросвещения России, Минпромторга России, Росстандарта России, Российской академии образования (РАО), Агентства стратегических инициатив. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Проводится в гибридном формате: офлайн и онлайн, включает в себя деловую программу, выставочную экспозицию, конкурсную программу по выявлению лучшей продукции российского производства.
Партнеры съезда:
Стратегический партнер: ГК «Просвещение»
Генеральный партнер: ООО «ПроШкола»
Генеральный технологический партнер: ООО «Некс-Т»
Информационная поддержка:
Генеральный информационный партнер: ТАСС
Официальные информационные партнеры:
· Вестник ИДТ
· Учительская газета
· Учительская Россия
· Народное образование
Информационные партнеры:
· Детский вопрос
· SmallBusiness
· Издательство 1 сентября
· Известия института педагогики и психологии образования
· Журнал «Hominum»
· Инфраструктура качества
· Журнал СПО
· Журнал «EdDesign Mag»
Смотреть запись трансляций