Новости

Как справиться с кадровым «космическим» голодом?

На «УЧПРОМ-2025» представили параметры запуска федерального проекта «Кадры для космоса» и ожидаемые задачи для производителей учебного оборудования. Заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Александр Ведехин сообщил, в рамках Национального проекта «Космос» реализуется федеральный проект Минобрнауки России «Кадры для космоса», направленный на создание целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов для ракетно-космической отрасли, который официально стартует в 2026 году, но по инициативе ведомства начал подготовительную фазу с 1 июля 2025-го.

«Стратегической целью проекта является обеспечение космической отрасли России компетентными специалистами, способными решать задачи национального масштаба — от фундаментальных исследований до создания перспективных космических систем и комплексов согласно Концепции технологического развития до 2030 года», — подчеркнул Александр Ведехин.

По целевым показателям проект ориентирован на подготовку не менее 22 тыс. студентов (прежде всего через ДПО) до 2036 года и ежегодное вовлечение порядка 100 тыс. школьников. Блок мер поддержки включает развитие «космических классов» в школах и программ во всероссийских детских центрах, а также передачу школьного спутникового направления Фонду содействия инновациям.

Отдельный контур — практико-ориентированные проекты: создание малых космических аппаратов, полезных нагрузок и наземной инфраструктуры в кооперации вузов с предприятиями; формирование группировки из не менее 360 малых аппаратов в горизонте 10 лет; унификация наземной приемной сети и интерфейсов полезной нагрузки. Для производителей учебного оборудования это запрос на комплекты для «космических классов», лаборатории по телеметрии и управлению аппаратами, стандартизированные решения под ДПО и школьные треки.

Обращаясь к участникам дискуссии — производителям оборудования, с помощью которого школьники могут развивать свои компетенции и вовлекаться в отрасль, Александр Ведехин отметил, что, несмотря на то что программа рассчитана на 10 лет, ее параметры будут ежегодно актуализироваться через проектный комитет с учетом экспертных рекомендаций и потребностей рынка.

Анастасия Бондаренко, руководитель направления отдела обучения и отраслевых проектов Департамента управления персоналом Госкорпорации «Роскосмос» отметила, что значительная часть мероприятий направлены на поддержку кадров. Для этого создана и работает бесшовная модель «школа-сус-вуз-предприятие». Кроме того, Департамент дорабатывает стандарт по космическим классам, разрабатывает «дорожную карту», укрепляет сотрудничество с образовательными учреждениями — перед госкорпорацией стоит большая задача по «омоложению» отрасли.

Мария Щербакова, руководитель образовательных проектов МКА ГК «Геоскан», отметила дефицит специалистов по космическим технологиям за пределами Москвы и рассказала, что компания начинает активное развитие собственного образовательного направления для того чтобы взаимодействовать с талантливыми ребятами, знакомить их с космическими технологиями, вовлекать в разные мероприятия и конкурсы. Она привела в пример программу образовательного курса «Оператор спутника», которая рассчитана на педагогов и школьников и содержит все необходимые разделы по устройству космических аппаратов, наземному сегменту, декодированию данных. Задача компании — познакомить участников образовательных программ с реальными прикладными задачами отрасли, получить техническую поддержку и вдохновение для дальнейшего профессионального роста.

Модератор сессии, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ Андрей Богданов отметил, что кроме образовательных программ для решения кадрового дефицита в космической отрасли важно сформировать единый подход к стандартизации. Его поддержал научный руководитель ООО «Нейро-Мастер» Иван Шеков, который отметил, что космическая отрасль нуждается в разработке и внедрении единого базового стандарта для учебного оборудования, а чтобы российские решения были конкурентоспособны на мировом рынке, они должны базироваться на признанных международных нормах.

«Кадровый дефицит нужно преодолевать за счет формирования универсальных инженеров. Уже на этапе школьного образования будущие специалисты должны изучать полный цикл: схемотехнику, программирование, физику и методы испытаний. А создание в каждой школе модульных учебно-методических комплектов и робототехнических кружков в начальной школе и детском саду позволят вовлекать дошкольников и школьников и прививать базовые инженерные навыки», — добавил Иван Шеков.

К обсуждению проблем кадрового «голода» подключилась Ольга Гершензон, учредитель ООО «Лоретт» «Нужно учитывать, что родители и дети ориентируются на уровень зарплат и условий труда. Низкие зарплаты и непривлекательные рабочие места отпугивают будущих инженеров. При этом молодежь предпочитает «модные» профессии, вроде блогерства, а не инженерно-технические специальности. Начинать надо не с национального проекта, а с того, что ребят надо просто как-то увлечь инженерными специальностями, в том числе и космическими», — отметила она.

Заместитель генерального директора ООО «Образование будущего» Станислав Аретинский отметил, что уникальная инфраструктура для вовлечения школьников в космические проекты уже есть — это космические классы и детские технопарки, не имеющее аналогов учебное оборудование, курсы повышения квалификации для самих преподавателей, а также проектные смены, конкурсы, олимпиады и даже программа детско-взрослых космических миссий. Очень важно, чтобы новые задачи и возможности развивали эту инфраструктуру, а не создавали конкурирующую. Например, давали лучшее понимание, куда идти школьнику после участия в конкурсе или проектной смене. Кроме того, многие преподаватели не знают о курсах и ресурсах, а скоординированное взаимодействие между космическими классами, конкурсами и командами космических миссий иногда отсутствует. Станислав Аретинский предложил разработать механизмы обеспечения интересов космической отрасли в образовании, такие как позиции для оснащения космических классов в соответствующих приказах или единый «постконкурсный» маршрут: от школьного проекта до стажировки на предприятии или участия в реальных космических стартапах.

В конце встречи участники приняли решение создать рабочие группы, чтобы выработать совместные инфраструктурные, методические и технологические предложения для развития производства учебного оборудования и средств обучения в космической отрасли.

О съезде «УЧПРОМ-2025»:

III Национальный съезд учебной промышленности прошел 21-24 октября 2025 года в Москве. Это ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.

Партнеры съезда:

Стратегический партнер — ГК «Просвещение»

Генеральный технологический партнер — ГК «Некс-Т»

Генеральный информационный партнер Съезда — ТАСС

Вестник ИДТ

Информационные партнеры:

Учительская газета

Учительская Россия

ОЭЗ «Технополис Москва»

РИАМО

Народное образование

Журнал «Среднее профессиональное образование»

Журнал «Начальная школа»

РДТ-инфо

Гарант.ру

Журнал «Hominum»

Журнал ОБЖ

Известия института педагогики и психологии образования