Главная стратегическая сессия заключительного дня работы съезда «УЧПРОМ-2024» - «Профессионалитет 2030: перспективные задачи для учпрома в условиях технологических изменений» - была посвящена подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики в системе среднего профессионального образования – самой динамично развивающейся и требующей абсолютно новых подходов.
Столь пристальное отношение именно к этому виду образования связано с тем, что до 2022 года колледжи закупали оборудование по инфраструктурным листам, которые сформировались под влиянием международных чемпионатов. Новые обстоятельства поставили перед системой СПО новые вызовы, о чем подробно рассказала Маргарита Скворцова, заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.
Она сообщила, что на сегодняшний день в рамках подготовки специалистов по программе «Профессионалитет» оснащение учебных классов оборудованием российского производства достигает 80%. К специалистам, которые занимаются оснащением СПО пришло наконец понимание, что система среднего профессионального образования – это не только поставщик кадров, она является заказчиком оборудования.
«Благодаря федеральному проекту «Профессионалитет» применяется новый подход к оснащению техникумов и колледжей. Работодатель сам определяет, каких специалистов готовить и на каком оборудовании должны обучаться студенты. Главное требование – приоритет товаров российского происхождения. Кроме того, среди особенностей «Профессионалитета» – пристальное внимание к подготовке педагогов и мастеров производственного обучения, а также к разработке и реализации образовательных программ. Отмечу, что проект включает в себя 24 ведущих отрасли экономики», –сообщила спикер, которая показала «окно возможностей» производителям учебного оборудования для СПО. Это те отрасли, где процент замены иностранного оборудования отечественным пока еще недостаточный – железнодорожный транспорт, электротехническая промышленность, химическая отрасль.
«В зале много производителей оборудования, уверена, что вы возьмете себе эту информацию на заметку, чтобы знать, куда стремиться и что еще придумать для СПО», - отметила Маргарита Скворцова.
Консолидированную позицию директорского корпуса СПО по наиболее актуальным вопросам оснащения представила Наталия Золотарева, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Спикер выделила ключевые требования к учебному оборудованию – комплексность, методическое обеспечение, поставки симуляторов и тренажеров, которые увеличивают вовлеченность студентов в процесс обучения и снижают затраты на расходные материалы.
«Для нас очень важна площадка съезда «УЧПОМ» как место встречи производителей оборудования и работников образования. Здесь мы можем ежегодно «сверять часы», определять приоритеты и тенденции в развитии образовательного процесса с тем, чтобы производители учебного оборудования ориентировались на запросы и успевали вносить изменения в свою высокотехнологичную продукцию», — отметила в заключение Наталия Золотарева.
Проректор Института развития профессионального образования Тамара Романова рассказала, как реализует обучение в кластерах «Профессионалитета» в части повышении квалификации педагогов, методистов, работников производства, победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства.
«Мы разработали программы модульного принципа, — пояснила спикер. — Главная их особенность – стажировки на ведущих предприятиях страны. Требования к предприятиям достаточно серьезные, среди них – наличие оборудования, соответствующего современным стандартам и передовым технологиям, успешный опыт внедрения современных отраслевых технологий».
В результате большой системной деятельности Института развития профессионального образования в 2024 году переобучение прошли порядка 4 600 человек, работающих в 19 отраслях экономики, все они получили навыки работы на новом оборудовании.
Наталья Поляшова, начальник управления профессионального образования и воспитания Министерства образования и науки Нижегородской области поделилась опытом работы по реализации проекта «Профессионалитет» на территории своего региона.
«Все кластеры, которые мы создаем, связаны с развитием экономики Нижегородской области, это позволяет быстро включать выпускников колледжей в работу в реальном секторе экономики», - подчеркнула спикер.
Виктория Родикова, директор по развитию ЗАО «Дидактические Системы», озвучила предложения производителей учебного оборудования для СПО:
«Необходимо определить спрос и рассчитать потребность рынка в единицах продукции. Очень часто в бюджетах все расходы выделены одной финансовой строкой — это и строительство, и оснащение, а мы хотели бы получить информацию о потребности рынка в единицах продукции, в штуках».
Второе предложение производителей учебного оборудования связано с повышением уровня информированности заказчиков, в том числе, о новинках рынка.
Третье - нужны альтернативные каналы поставок, например, возможность приобретать учебное оборудование в лизинг или по прямому госконтракту.
«Ну и, конечно, нужно разработать эффективную систему поддержки отечественных производителей – это льготное кредитование для возможности расширения производственных мощностей, строительства новых цехов», - отметила Виктория Родикова, которая уверена, все перечисленные меры помогут в конечном счете повысить качество подготовки студентов СПО.
Подводя итог сессии, президент АИДТ Антонина Цицулина отметила: «Суверенное образование, которое мы создаем в нашей стране, возможно при условии обеспечения учебных заведений всех уровней и видов лучшим учебным оборудованием, которое производится в России. На решение этой задачи нацелена вся трехдневная работа съезда».