Новости

На УЧПРОМе-2025 обсудили, какой может быть образовательная среда будущего

В рамках Национального съезда учебной промышленности «УЧПРОМ-2025» состоялась панельная дискуссия «Академический час: наука в интересах промышленности». Модератором мероприятия выступила заместитель президента Российской академии образования (РАО) Жанна Садовникова. В дискуссии приняли участие ученые, педагоги и промышленники, которые представили свое видение образовательной среды будущего и высказали мнения по актуальным для российской системы образования и учебной промышленности вопросам.

Руководитель научного совета по исследованиям детских игр, игрушек и игровых учебных пособий РАО, профессор, доктор педагогических и психологических наук Александр Савенков обратил внимание участников панельной дискуссии на то, что «образование меняется тогда, когда появляются новые средства обучения». Он рассказал, что очередным вызовом для учебной промышленности стал искусственный интеллект, и уже начали появляться новые игры с использованием ИИ.

«Многих это пугает, но я привожу такой пример: в свое время никто не ожидал, что на основе компьютерных игр, которые тоже поначалу пугали, будут созданы учебные симуляторы для летчиков, водителей и т.д. Но это произошло, и это очень полезно. Хотя в школу симуляторы не пришли и, возможно, не придут, поскольку заложить в них столько алгоритмов, сколько требуется педагогу для взаимодействия с учеником, невозможно, - рассказал Александр Савенков. — При этом вероятно, что использование ИИ, на которого мы возложим часть своих когнитивных функций, приведет к новым открытиям в образовании. Ведь когда-то снижение физической активности людей из-за того, что появились машины, способствовало тому, что в школьную программу ввели новый предмет «физкультура», а для взрослых появился фитнес». Руководитель научного совета по исследованиям детских игр, игрушек и игровых учебных пособий РАО считает, что в будущем в школах должны появиться профессионалы, которые будут отвечать за когнитивное и метакогнитивное развитие детей.

В рамках дискуссии также обсуждался вопрос налаживания диалога между научным сообществом и промышленными предприятиями с целью подготовки квалифицированных кадров. Руководитель проектов по защите интеллектуальных прав Концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех Ирина Волоскова рассказала, что подход компании к подготовке кадров построен на взаимодействии со всеми образовательными учреждениями от детских садов до вузов.

«Мы приглашаем молодежь на экскурсии в наши производственные цеха, а также содействуем различным клубам. Например, по стендовому моделированию, и в целом ведем увлеченных ребят до выпуска из вуза. Мы считаем, что на государственном уровне должна быть разработана программа приобщения детей к техническому творчеству. В ее рамках должны быть созданы конструкторы и инвентарь для моделирования, что поможет талантливой молодежи создавать что-то новое, реализовать себя в инженерном деле. Мы знаем, что в научных кружках дети активно патентуются, крайне важно поддержать их стремление». Кроме того, Ирина Волоскова отметила большую заинтересованность промышленных предприятий в квалифицированных программистах. По ее словам, компании уже применяют искусственный интеллект, поэтому обучение школьников владению работой с ним необходимо. «Важно подойти к каждому ребенку с душой, вовремя увидеть талант и развить его», — резюмировала она.

Руководитель группы направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований НТУ «Сириус» Елена Изотова отметила, что пространство и среда — необходимые условия для развития личности. «Создание пространств, которые обязывают находиться в постоянной интеллектуальной нагрузке – одна из самых важных задач на сегодняшний день», — сообщила спикер. В качестве примера такого пространства Елена Изотова привела НОЭКО «Сириус». «Оно достаточно емкое и оборудовано на самом современном уровне, поэтому здесь можно быстро перейти из научного кластера в спортивный, — рассказала она. — Это среда очень инициативна, активна и мобильна. Если ты существуешь в этом пространстве, ты вынужден двигаться вперед». Также Изотова отметила большую роль сохранения русских национальных традиций в «Сириусе».

Руководитель Центра развития образования РАО Екатерина Уба в ходе дискуссии подняла вопрос о важности института наставничества, который позволяет опытным ученым делиться опытом с молодыми педагогами. Ее выступление было посвящено организации взаимодействия между РАО и образовательными организациями в рамках конкурса молодежных проектов «Территория культуры». По словам спикера, конкурс позволяет сформировать представление о том, какой должна быть социокультурная образовательная среда в глазах подрастающего поколения и как можно соединить науку с практикой.

«Конкурс, в том числе, дает возможность осознать потребности образовательной среды в оборудовании и понимание, какие разработки быстро надо запускать в производство, а к каким пока еще только стоит присмотреться», — сообщила Екатерина Уба. В качестве примеров знаковых конкурсных работ она привела проект «Дети в университете», позволяющий младшим школьникам побывать в университете и увидеть студенческую жизнь, а также школьный проект организации мотивирующего к изучению иностранных языков пространства на уровне микрорайона.

Руководитель Центра развития высшего и среднего профессионального образования Андрей Базилевский обратил внимание участников дискуссии на то, что на современном оборудовании должны работать компетентные, мотивированные преподаватели, которых должна готовить система. Также, по его мнению, очень важно получать обратную связь от детей по вопросу, насколько им интересно в той или иной среде и при работе на том или ином учебном оборудовании. «Система образования — это наше национальное достояние, история, скрепы и безопасность нашей страны», — резюмировал спикер.

Выводы и рекомендации по итогам каждой сессии прошедшего съезда «УЧПРОМ-2025» обрабатываются, с тем чтобы войти в итоговую резолюцию, которая будет представлена в ноябре на Оргкомитете съезда.

О съезде «УЧПРОМ-2025»:

III Национальный съезд учебной промышленности — ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.

Партнеры съезда:

Стратегический партнер — ГК «Просвещение»

Генеральный технологический партнер — ГК «Некс-Т»

Генеральный информационный партнер Съезда — ТАСС

Вестник ИДТ

Информационные партнеры:

Учительская газета

Учительская Россия

ОЭЗ «Технополис Москва»

РИАМО

Народное образование

Журнал «Среднее профессиональное образование»

Журнал «Начальная школа»

РДТ-инфо

Гарант.ру

Журнал «Hominum»

Журнал ОБЖ

Известия института педагогики и психологии образования