УЧПРОМ формирует тренды: образовательный контент для людей будущего
На панельной дискуссии «Медиа, контент и образовательные решения» авторы инновационных проектов учпрома и эксперты в области образования и воспитания обсудили методы эффективного управления вниманием и мотивацией современных детей в процессе обучения.
Мультфильмы вместо устаревших учебников
«Школа – место консервативное. Причём запрос на обращение к опыту прошлого часто исходит даже не от педагогов, а от родителей. Именно родительские сообщества обращаются в наше издательство с просьбами перевыпустить учебник математики 1957 года или решебник 1959 года, - рассказала Виктория Копылова, модератор сессии, вице-президент издательства «Просвещение», преподаватель с 20-летним стажем. - И когда меня спрашивают, почему мы не хотим вернуться к дидактическим материалам, которые ранее доказали свою эффективность, я отвечаю: вернуться в прошлое невозможно, дети стали другими».
Конечно, на физиологическом уровне современные девчонки и мальчишки мало отличаются от своих сверстников, которые жили 50 или 100 лет назад. Но по данным исследований, проведенных Институтом изучения детства, семьи и воспитания уровень восприятия информации у детей XXI века совершенно иной. И те трансформации, которые уже произошли, и те, что пока находятся в стадии формирующихся тенденций, необходимо учитывать для создания образовательного контента, который будет стимулировать тягу к знаниям, а не отталкивать от школы и обучения.
«Есть официальные сведения, что у сегодняшних учеников плохая память, фрагментарное запоминание, небольшая концентрация. Зато научно доказано, что они быстрее учителей читают тексты. Потому что большой объем информации современного мира побуждает их к быстрому чтению. Сейчас другие дети и у них иные интересы, и они нуждаются в актуальных образовательных материалах. Кстати, легче всего информация воспринимается и запоминается, в частности, с помощью мультфильмов», - пояснила Виктория Копылова.
От зубрёжки к ярким эмоциям
Борис Машковцев, генеральный директор киностудии «Союзмультфильм», отметил, что на первом месте при создании мультфильмов и фильмов для детей должна стоять эмоция, содержательная часть следует за ней. Только так можно вовлечь в процесс восприятия контента современного юного зрителя.
«Пускать информационную составляющую перед эмоцией не эффективно, зритель не включится, будет пассивен. В случае с ребенком это особенно важно, - убеждён Борис Александрович. - У взрослого человека есть осознанная мотивация: да, у меня неинтересная работа, но она приносит доход, ради которого я буду делать и запоминать даже то, что не вызывает интереса. У ребенка нет такого чувства ответственности, поэтому, если у него не загорится глаз, процесс обучения будет обречен на провал».
Рассуждая об эффективности стратегий школьного образования, Борис Машковцев также заметил: «Когда нас спрашивают о пробелах в школьных знаниях, мы не говорим «потому что я не смог освоить этот предмет», мы отвечаем: «потому что я не понял, зачем он мне нужен, мне не было интересно». Эксперт констатировал: мультфильмы оказывают большее эмоциональное воздействие на ребенка, чем литература, поэтому их не только можно, их необходимо использовать для обучения и воспитания.
Также он отметил, что «Союзмультфильм» открыт к сотрудничеству и у компании уже есть методики, которые связаны с развитием ребенка через анимационное творчество.
5 ключей к методической перезагрузке
Сегодня в России сформировалось масштабное анимационное движение: свыше 200 студий, при которых действуют кружки для юных и взрослых любителей мультипликации. По мнению участников дискуссии такие кружки не только раскрывают творческий потенциал ребёнка, но и побуждают его к углубленному изучению целого ряда школьных дисциплин – литературы, истории, иностранных языков, физики, информатики. Но для системного использования анимации в обучении необходимы качественные методические пособия, которые только предстоит разработать.
«Сегодня важно переосмыслить подход к методикам образования, трансформируя опыт и знания в современную реальность. Обновить методические пособия для воспитателей и педагогов, а также официальные списки мультфильмов, рекомендуемые к просмотру», - считает Евдокия Санько, продюсер анимационных проектов «Фиксики» и «Мульти-Россия» от ГК «Рики».
«Мы с Борисом Машковцевым предварительно обсуждали тему сегодняшнего разговора и пришли к выводу, что нужно как можно скорее выходить за пределы поля устаревших рекомендаций. Думаю, нам с вами следует стать лидерами предстоящих изменений и вместе принимать решения: какие сюжеты, каких героев мы возьмем из прошлого в будущее, как будем их использовать,имея базовые знания об особенностях восприятия наших детей?. У анимационной индустрии есть инструменты, которые могут способствовать достижению национальных идей в сфере формирования гармоничной личности. Этим инструментам необходимо дать рациональные методические описания», - обратилась она к коллегам и единомышленникам.
Рассуждая об использовании возможностей анимации для создания новых развивающих материалов, участники дискуссии озвучили пять «ключей» к вовлечению ребенка в процесс обучения:
– персонажи, которые вызывают сопереживание, герои, с которыми ребёнок захочет ассоциировать себя;
- истории и сюжеты, способные удивлять, развивать эмпатию, эстетику, чувство юмора;
- качество визуализации;
- методическая основа или дополнительная научная экспертиза.
Ещё одним важным условием интегрирования анимации в образовательные проекты была названа омникальность – комплексное сочетание всех информационных каналов, задействованных в обучении.
«Было бы здорово делать комплексные истории, когда в контенте есть обучающие мультфильмы, книги, песни, дополненные качественными рабочими тетрадями, настольными играми и так далее. Получается охватная история, которая дает педагогу огромный простор для построения занятий. Используя такие многоуровневые методики, учитель уходит, от функции контролирующего наставника, а становится помощником и проводником в мир знаний», - отметила Евдокия Санько.
В качестве одного из многих удачных примеров омниканального подхода в образовании эксперт привела кейс с «Фиксиками» и онлайн-тренажером «Лег ко ска зать», доступном пользователям в умной колонке. Для того, чтобы научить ребёнка выговаривать сложные звуки, учителя-логопеды составили специальные задания, дет ские по эты со чини ли на их ос но ве сти хи песен, а фиксики спели их в своей узнаваемой стилистике. И всё это было интегрировано в умную колонку в качестве обучающего тренажёра. Такой подход полностью соответствует принципу “обучение через развлечение”, продвигаемому ГК «Рики».
Игра в смартфоне – путь к призванию
Затронули участники сессии и такую широко обсуждаемую тему, как внедрение в образовательный процесс беспилотных авиационных систем (БАС). Даниил Золотник, эксперт компании GEOSCAN, выступил с почти сенсационным заявлением: оказывается, хайп вокруг беспилотников не рождается сам по себе, по умолчанию, чтобы заинтересовывать ими современных детей, необходим соответствующий контент - «цепляющий», содержательный, возбуждающий любопытство.
«Сейчас перед отраслью беспилотных авиационных систем стоит большая и конкретная цель - подготовить миллион специалистов к 2030 году. Поэтому прямо сейчас необходим комплексный подход к формированию навыков работы с БАС. Наиболее перспективный вариант – образовательная экосистема «школа-СПО-вуз», именно он позволит воспитать квалифицированных специалистов, в которых сегодня остро нуждаются практически все отрасли страны. Но для реализации проекта такой экосистемы нам необходим высококачественный профориентационный контент, который позволит пробудить интерес к инженерным специальностям и создать образ инженера XXI века – лидера цифровых трансформаций, обладателя престижных знаний и компетенций. Но начинать нужно с понятных базовых инструментов, с управляемых авто- и авиамоделей, с коллективной работы по созданию простых, но визуально эффектных медийных продуктов, с игровой постановки задач», - считает специалист.
Решить проблему контента, по мнению Даниила Золотника, может геймификация, например, создание игровых приложений для смартфонов, которые позволят, развивая цифровые компетенции ребенка, позволит получить интересную и полезную информацию о профессии. Также к области геймификации относится организация соревновательных мероприятий – олимпиад, конкурсов, игр по типу «Зарницы», - которые замотивируют детей к получению более глубоких знаний и навыков, выходящих за рамки школьных стандартов.
«Не только в отрасли беспилотных систем, в любой профессиональной сфере, которая нуждается в притоке молодых мотивированных кадров, необходим всеобъемлющий информационный охват. Важно, чтобы увлеченные ребята по всей стране могли коммуницировать, не выходя из учебных аудиторий, делиться достижениями, работать над межрегиональными проектами, подключаясь к серверу, управлять реальными аппаратами, которые находятся за тысячи километров от них», - поделился идеями Даниил Золотник.
Но виртуальные инструменты обучения, по мнению Даниила, не должны отрывать ребят от реального мира, живые встречи, личное взаимодействие со сверстниками, наставниками, признанными экспертами. Возможность посещать профильные вузы и предприятия, видеть и осязать результаты работы, выполненной своими руками, — всё это важные шаги к воспитанию трудолюбия, качества, которое необходимо человеку для успеха и самореализации во все времена.
Подводя итоги дискуссии, её участники подчеркнули, что возможности современного образовательного контента всё ещё до конца не изучены и не систематизированы, а новые его разновидности появляются с такой скоростью, что уровень восприятия взрослого человека не всегда позволяет своевременно отследить и зафиксировать изменения. Наши дети не должны столкнуться с такой проблемой, поэтому предметы, направленные на анализ, разработку и производство контента должны появиться в современной российской школе, как общеобразовательной, так и высшей.
В финале Виктория Копылова обратилась к собравшимся с предложением своевременно выходить с инновационными идеями к экспертам Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства просвещения, Российской академии образования, анализировать рекомендации специалистов и приглашать для оценки новых образовательных продуктов и создания бизнес-коллабораций членов АИДТ.
О съезде «УЧПРОМ-2024»:
II Национальный съезд учебной промышленности - ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащение образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Минпросвещения России, Минпромторга России, Росстандарта России, Российской академии образования (РАО), Агентства стратегических инициатив. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Проводится в гибридном формате: офлайн и онлайн, включает в себя деловую программу, выставочную экспозицию, конкурсную программу по выявлению лучшей продукции российского производства.