Новости

Алиса Денисова: «Каждая новая школа должна быть лучше предыдущей»

Алиса Денисова, генеральный директор ООО «ПроШкола», дочерней структуры ВЭБ.РФ, утвержденной правительством Российской Федерации как концессионер, с которым субъекты и муниципальные образования могут без конкурса заключать соглашения по созданию новых школ в рамках государственной программы «Развитие образования».
В 2021 году возглавила команду ПроШколы и шаг за шагом меняет представление об администрировании процессов, влияющих на качество обучения. В этом году ПроШкола стала генеральным партнером II Национального съезда учебной промышленности (УЧПРОМ-2024), в рамках подготовки которого состоялся разговор президента АИДТ Антонины Цицулиной и Алисы Денисовой.
Инт3.jpg
«Почему нас в школе такого нет?»
А. Цицулина: Мне всегда интересен лидер, который ведет за собой команду, поэтому поговорим сначала о тебе, о твоих ценностях и ощущениях: как мама ты довольна тем, как строится наша образовательная инфраструктура, как оснащены школы, в какой обстановке занимаются дети?
А. Денисова: Я очень хорошо помню, когда мы построили свою первую школу – это было в декабре 2022 года – прошел всего 1 год и 3 месяца с момента назначения меня генеральным директором, как ко мне подошел очень обиженный сын и сказал: «Мам, почему у нас в школе такого нет?». Тогда он учился в 5-м классе обычной московской школы. И он был реально расстроен, говоря: «Там есть бассейн, зал хореографии. Почему там вот это все есть, а у нас нет?».
Живая эмоция ребенка дала понять, что мы с командой смогли сделать лучшее, что есть в современных школах, перенести в регионы России. Мы сделали новый продукт, который доступен детям по всей стране.
Как мама я, конечно, горжусь этим, и сын, кстати, тоже научился этим гордиться, радоваться каждому новому объекту. Он читает мой блог, в котором я рассказываю о стройках школ по всей России и иногда ездит со мной в командировки и очень любит это дело.
А. Цицулина: Он решил, кем хочет стать?
А. Денисова: Ему нравится 3D-моделирование. И, возможно, погружаясь в мир конструирования и моделирования, он выберет профессию либо в области разработки игр – у него есть пара проектов, с которыми он уверенно защищается и перед международным жюри, и перед московскими акселераторами, либо инженера-конструктора – я уважаю профессии, которые физически меняют мир.
А. Цицулина: А если говорить о твоем детстве – реализовала ты свою детскую мечту с точки зрения профессии?
А. Денисова: До того, как я пошла в среднюю школу, мечтала стать ветеринаром. Но потом узнала, что мне придется резать лягушек и остановилась.
В 6-7 классе родители объяснили, что математика закладывает фундамент в сознание, развивает силу личности и ума. Я прислушалась к их совету и «ушла» в математику.
А. Цицулина: Возможно, что нереализованное детское желание стать ветеринаром объясняет стремление построить в каждой школе большой блок дополнительного образования, чтобы дети могли реализовать все свои увлечения и мечты?
А. Денисова: Отлично подмечено, но тут скорее другое. В 10-11 классах я училась в физмат лицее при МИФИ и, несмотря на очень жесткую академическую модель, максимально приближенную к первым трем годам обучения в МИФИ – у нас были коллоквиумы, лекционная и семинарская программы, бешенная нагрузка по профильным предметам – нас формировали не только за счет базового образования.
Была большая палитра кружков, специальных мастерских, свой КВН, походы и совместные общешкольные мероприятия. Мне кажется, что там я нашла новую мечту – возродить то, к чему я сама была причастна – необыкновенную лицейскую атмосферу: ты очень много трудишься, чтобы получить результат, ты должен быть по-настоящему упрямым. А потом у тебя появляется время на то, чтобы развивать у себя иные таланты. Я, например, ходила в кружок исторического танца. Часть занятий мы шили костюмы: и мальчики, и девочки кроили, делали выточки, расшивали костюмы вручную бисером, а другую часть занятий учили танцы на паркете – образ дворянства.
И это абсолютно нормально уживалось с тем, что на выходных мы по грязи в дальнем Подмосковье искали разбросанные на карте специальные знаки – такое вот спортивное ориентирование.
Такая палитра дополнительного образования не требует больших капиталовложений. Здесь больше речь о психо-эмоциональном ресурсе и большой воле, которая позволяет сделать доступными разные возможности в каждой школе страны.
Я очень рада тому, что и Президент, и Правительство и Министерство просвещения России подчеркивают, что школа – это больше чем система базового образования, она воспитывает ребенка. Уверена, что воспитание – это прохождение ребенка через определенный жизненный опыт. Чем больше возможностей мы ему предоставляем, чтобы найти и раскрыть его удивительные таланты и способствовать развитию, чем более неожиданные нейронные связи формируются у ребенка, тем ближе мы к выполнению нашей базовой миссии.
А. Цицулина: Можно ли сказать, что ПроШкола задает стандарт современной школы и уже ниже заданной планки опуститься нельзя?
А. Денисова: В своем собственном портфеле мы однозначно ставим себе такую задачу. Даже когда реализуем несколько объектов в одном регионе, то стараемся каждую вновь вводимую школу сделать интереснее, лучше, более продуманной. Потому что каждый новый объект нас чему-то учит.
К примеру, мы вводим вторую школу в Калужской области: первая была в городе Обнинске, вторая – в самой Калуге. Так вот, найденные в Обнинске решения в дизайне образовательной среды мы масштабируем и на калужскую, и на все вновь вводимые школы. Но не останавливаемся на этом.
В Калуге вовлеченно участвовал индустриальный партнер школы, обеспечивая дополнительное оснащение классов и передавая материалы для дизайна среды. Благодаря такому вкладу Калужского турбинного завода дети узнают про инженеров-конструкторов, инженеров-проектировщиков и вообще про профессии будущего. Через инфографику мы рассказали ребятам, какие профессии нужны будут в Калуге через 10-15 лет: учись, иди в инженерный класс, поступай в вуз и двигайся дальше.
Это про эволюцию, когда каждая новая школа должна быть лучше предыдущей.
А. Цицулина: Им есть куда развиваться, потому что каждый год летом происходит ремонт школ и всегда можно обновить.
А. Денисова: У концессий есть обязательства в этом плане. Мы в течение 10 лет вместе с местными подрядчиками отвечаем за текущие ремонты и техническое обслуживание.
А. Цицулина: Отлично, но я все еще про Алису: тебя называют управленцем нового типа, где на их учат, какую школу надо пройти, чтобы стать такой, какой сейчас стала Алиса? В той должности, какую ты сейчас занимаешь, обычно мы видим мужчин. Глядя на твои репортажи со стройки, создается впечатление, что ты по стройке ходишь как дочь строителя в третьем поколении…
А. Денисова: Я и есть дочь строителя в третьем поколении. Меня воспитывал дед, который две пятилетки после войны был председателем исполкома Республики Татарстан, а потом предисполкома Орловской области. Он был из тех людей старой закалки, для которых «ответственность», «долг» и «честь» – не пустые слова, написанные на большом красном флаге при входе. Для него это было камертоном жизни. И в соответствие с этим он меня воспитывал.
Потом лучшим учителем стала жизнь, в которой, как в Спарте, тебя выкидывают из лодки: тонешь – плохой ребенок, выплываешь – нормально, годный.
Когда я пришла в ПроШколу, у нас не было шанса на ошибку ни в первый, ни во второй год. Нужно было показывать результаты, потому что это нужно министерствам, главам субъектов, это нужно родителям. И все это управление нового типа опирается на глубокое понимание, что необходимо выстраивать диалог.
Сейчас не работают механизмы, в которых нет взаимодействия с заинтересованными сторонами и с теми, кто является прямыми участниками проекта. Поэтому я так много езжу по стране и всегда всех слушаю, не взирая на должности и позиции. И пока мы не докопаемся до сути проблемы, из-за которой стройка встает или тормозится, или еще какие-то объективные обстоятельства мешают нам что-то делать, пока мы не решим эту проблему, я просто не ухожу. Оказалось, что в строительстве самая главная компетенция – это умение искать проблему, доносить и решать ее, уважая других участников.
А. Цицулина: А что приносит Алисе радость в работе и в жизни?
А. Денисова: Баня. Дети. Поездки совместные. Достижения сына. Ему 14 лет – переломный возраст. Из подростка-мальчика он превращается в юношу, наполненного своими смыслами. Я вижу, как он сам выбирает военно-тематические смены, как в полной амуниции ездит в военные лагеря. Я его уважаю, и как маму меня это безмерно радует, и каждая фотография с таких смен – килотонны счастья.
А. Цицулина: А в профессии?
А. Денисова: Не буду кривить душой – для меня очень важна работа. На вопрос «Алиса откуда у тебя столько сил ездить по стране?» я всем отвечаю: мне командировка возвращает вдвойне всю энергию, которую я потратила в Москве.
Когда ты приезжаешь на стройку регулярно, знаешь каждый объект с пустыря и видишь, что все те вещи, которые ты как управленец сделала с командой сначала в Excel, потом – в отношениях и коммуникациях, а после этого видишь готовый к вводу объект – это эйфория.
А. Цицулина: Скажи честно, плакала при сдаче первой школы?
А. Денисова: Да, я каждую линейку рыдаю. И каждый раз рыдают директора, потому что школа-новостройка – это много эмоций. Мы ее все ждали, мы ее на руках вытаскивали. И пускай мы сдаем их уже десятками, но ты каждый объект знаешь наизусть: в планировках, в проблемах, в недопоставленных вовремя партах, в поставленных вовремя, но замененных, потому что не понравилось что-нибудь в классе физики.
Все это откладывается в душе, и когда ты стоишь и понимаешь, что проблемы позади, а перед тобой тысячи людей – родители, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки – все с цветами, то ты осознаешь, что сделал сейчас маленький кусочек России счастливее, дружнее и более верящим в то, что все действительно развивается ни где-то там, а прямо здесь и сейчас.
Когда заказчик – будущая команда школы
А. Цицулина: Сколько сейчас в портфеле ПроШколы проектов, которые сданы либо строятся?
А. Денисова: У нас в портфеле 69 школ – отдельных зданий в 23 регионах России и 1 межвузовский студенческий кампус. Если говорить цифрами контингента, то получается 60 тысяч школьников и 5 тысяч студентов. Эти цифры не конечные, есть задача увеличивать портфель, причем не только в образовании, но и в культуре, спорте, реабилитации.
Наша география на данный момент – от Белгорода до Сахалина, от Саха-Якутии до Осетии. Все виды климатических и сейсмический условий. Мы научились бить сваи при минус 40, оказывается, это возможно. Лить бетон при минус 50. Прошли через режим ЧС при полном затоплении строительной площадки в Уссурийске. У нас огромное количество контрагентов, потому что мы принципиально не централизуем рынок генподряда – в каждом регионе работают местные игроки: при том, что если объектов больше чем один, то и подрядчиков больше, чем один.
А. Цицулина: Я правильно понимаю, что когда ты строишь в своем регионе, либо своем городе, то для тебя более важна твоя репутация: в школу пойдут, если не твои дети, то дети твоих знакомых? Вовлечение местного сообщества – это очень сильная история.
А. Денисова: С самого начала мы этот тезис положили в основу тендерно-закупочной деятельности.
А. Цицулина: И более того, они научатся строить учреждения иного типа.
А. Денисова: Абсолютно верно. В конце 2021 года, когда ПроШкола перешла под прямое управление госкорпорации и произошла замена менеджмента, первый тезис, который я и моя команда, и совет директоров озвучили: «Мы будем строить школы при условии участия губернатора – высшего должностного лица региона, и его команды, и участия в исполнении этих проектов местного строительного комплекса».
Не надо думать, что строительство школы – это маржинальная история. Учитывая волатильность цен, уже перечисленные сложности, которые объективно влияют на стройку – климатические, логистические, только местный подрядчик на местном рынке строительных материалов, зная, как работают цепочки кооперации, может организовать процесс так, чтобы объект появился.
А. Цицулина: ПроШкола – это не только про стены и про стройку. Мы говорим про место, где 10 часов в сутки 5 дней в неделю работают профессионалы. Сделать работу педагогов удобной и комфортной – это та компетенция, которая, на мой взгляд, с точки зрения архитектуры, наполняемости, комплектации, отсутствует как факт. Исходя из этого, как ПроШкола сдает «под ключ» школы, которыми довольны педагоги?
А. Денисова: Мне нравится выражение «Под ключ», я бы тут расширила – мы создаем объекты социальной инфраструктуры «под ключ» с сильной функционально-технологической базой.
То, что Вы перечислили – относится к профессии технолога. Раньше, в советское время, не начинали строить, и, не дай боже, закупать, до момента, пока технолог и инженер проекта не согласуют между собой образ будущего продукта, проекта, объекта в виде определенного технологического задания.
В силу разных причин эта часть проектного процесса исчезла. И сейчас практически все проекты начинаются с «задания на проектирование» или «выбора типовой проектной документации».
Но даже если ПроШкола берет типовой проект 15-летней давности, мы его корректируем под новые нормы – только за три года существования компании я стала свидетелем двух этапов смены нормативной базы. В ходе корректировки, а по сути перепроектирования объекта, мы подключаем технологов, педагогов, методологов, методистов, «оснащенцев» и обсуждаем, какой будет школа, какие профили мы хотим в ней видеть.
Результаты дискуссии отражается на перечне оборудования и помещений, на дизайн-проекте школы. Если мы пропустим этот этап, лишим школу ее уникальности.
Наша задача – создать такую школу, чтобы директор пришел, повернул ключ и знал, что будет за дверью. Для этого мы за год до ввода объекта в эксплуатацию знакомимся с ним. Потому что, если он придет за полдня до открытия школы, будет уже поздно. Директор – это ключевое лицо, вместе с ним, а также региональным министром мы отрабатываем все гипотезы. Это работа на заказчика, где заказчиком является будущая команда школы.
Это и работа с родительским активом. Во многих регионах родители готовы выступать в качестве общественного контроля. Вот, например, потрясающий кейс из Рязани, когда родители прислали письмо: «Мы готовы смотреть в камеры, писать жалобы и ездить на площадку». Таких неравнодушных родителей мы привлекаем и в ходе проектирования, и в ходе строительства.
А в самарском межвузовском кампусе мы провели примерно 15 стратегических сессий со студентами и школьниками старших классов, руководителями конкретных кафедр конкретных вузов, чтобы выработать требования к будущим планировкам, и только потом привлекли архитекторов.
А. Цицулина: То, как сейчас меняется школа, несет за собой изменения средств обучения: как, с твоей точки зрения, меняется этот рынок? Успевает ли он за строительством современных социальных объектов или образовался разрыв? В чем ты видишь основную задачу производителей учебного оборудования и средств обучения?
А. Денисова: Разрыв сейчас, как мне кажется, есть между успешной практикой по оснащению частных и около государственных школ и требованиями, которые продиктованы в рамках проектов создания и ремонта объектов с федеральным бюджетом. Не вся нормативная база, которая окружает федеральные проекты, содействует применению уже выработанных и апробированных в частном секторе лучших практик.
Мы все в этом плане готовы к экспериментам и эволюции, но есть требования, установленные приказами, практикой лицензирования, прохождения проверок санэпиднадзором, работой на объектах. Все эти процессы требуют внимательного отношения. Отсюда есть понимание, что не все новации, которые хорошо смотрятся на выставке, могут быть завтра масштабированы по стране.
Второй момент, который я вижу, как генподрядчик: когда мы говорим о рынке учебного оборудования и средств обучения, то до конца не видим и не понимаем его параметры, участников и ландшафт. Есть информационные лакуны, которые предстоит закрыть, в том числе на нормативно-законодательном уровне. Например, что считается нормальным – 5 или 10 лет гарантийного периода после ввода объекта в эксплуатацию? По каким категориям средств обучения у нас в стране есть действительная конкуренция, а по каким пока есть только 1-2 завода-изготовителя?
Процесс созревания рынка, как мы его видим, еще впереди.
ПроШкола хотела бы от этого рынка большую локализацию и спрямления контрактов, чтобы цепочки поставок были короткими. Мы не считаем, что многоступенчатая система в этой категории товаров – это хорошо, потому что это все-таки социальная инфраструктура и чем больше денег мы потратим на реальную стоимостью объекта, а не торговые операции между участниками рынка, тем более правильно.
А. Цицулина: Алиса, спасибо, что честно делишься своим мнением и предложениями, в том числе в рамках подготовки второго съезда учебной промышленности. Как ты думаешь, когда существует огромное количество других мероприятий, почему надо прийти именно УЧПРОМ?
А. Денисова: Потому что на съезде можно честно поговорить. Таких мероприятий не так много: пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить. И я считаю, что съезд один из таких.
Честный разговор без купюр о принципах формирования рынка учебного оборудования и средств обучения нужен всем, вне зависимости от ролей, в которых мы выступаем, – «производитель», «интегратор», «учитель», «заказчик». Кстати, только отраслевых федеральных министерств, заинтересованных в УЧПРОМе, четыре – Минпромторг, Минпросвещения, Минобрнауки, Минстрой.
А если начать перечислять контрольно-надзорные органы, которые содействуют или мониторят, или обеспечивают безопасность оснащения образовательных учреждений, то интересантов еще больше. Это действительно крайне чувствительная область деятельности.
Производство учебного оборудования – сегмент рынка, который, если он правильно структурирован и правильно растет, слышит заказ государства, то его развитие будет обеспечено на годы вперед, в том числе за счет реинвестирования средств.
Пришло время поговорить не только о сегодняшнем дне, но и об инвестировании в будущее. Рынок учебного оборудования и средств обучения настолько подрос, что ему нужно финансовое плечо. Надо пригласить на съезд еще один круг участников – банки. Они придут с внятными кредитами, когда увидят ту прозрачность, которая необходима им для принятия решений.
Все перечисленные вопросы требует пространства для диалога, и я иду вот за этим на УЧПРОМ. Думаю, что большинство моих коллег и партнеров, отечественных производителей и комплектаторов идут за этим же. Потому что таких крупных мероприятий, профильных и в то же время отрабатывающих проблемные вопросы по широкой повестке, по сути-то и нет. Этот съезд и та инициатива, с которой вы выступили – объединить всех участников – дает возможность честно и по делу поговорить.
А. Цицулина: Тем более у нас такая большая ответственность: по итогам решений первого съезда были подготовлены предложения, ставшие частью следующих национальных проектов. И теперь уже под их реализацию крупнейшие участники УЧПРОМа говорят, что надо создать консорциум. Интересна твоя точка зрения: назрела необходимость такого образования?
А. Денисова: Да, потому что на данный момент разрознены не только производственные, но и технологические компетенции. Без объединения в любой юридически-правовой форме – будь то консорциум или кооперация, или простые товарищества – не важно, отрабатывать настоящий и большой будущий заказ будет трудно. Я абсолютно в этом убеждена.
Перед страной стоит огромный вызов обновления в разных сферах социальной инфраструктуры. И если раньше можно было привезти продукцию из Германии или Кореи, то сейчас – это неправильно. И тогда это было неправильно, а сейчас особенно: давайте все деньги будут работать внутри страны.
Ответить на новые вызовы полным 100% комплектом пока не может ни одно производственное предприятие. И это нормально в сложившейся ситуации. Ведь было такое понятие как цепочка производственной кооперации: и в оборонно-промышленном, и в ракетно-космическом комплексе, и в создании средств обучения.
Но вот появились новые вызовы и технологическое задание по средствам обучения на понятный период в 5 лет, и цепочка кооперации уже внутри страны должна стать устойчивой. Для этого нужно формировать групповые объединения – я полностью с этим согласна – загружать их понятным (как в оборонно-промышленном комплексе) заданием на производство к определенным срокам, подкрепленным деньгами, с понятной экономикой.
Сейчас такого процесса нет, и, мне кажется, одна задач съезда – поискать такие формы кооперации, которые были бы устойчивыми с точки зрения работы с заказом.
А. Цицулина: Спасибо за позицию, она близка многим участникам рынка, а как ты относишься к тому, что в образовании должны заработать офсетные контракты?
А. Денисова: Думаю, что как инструментарий – это может заработать. Надо посмотреть кейсы. Как генеральный партнер съезда беру на себя это обязательство: мы подготовим доклад по офсету в образовании с правовой точки зрения.
А вот для финансово-экономической успешности офсета потребуется не просто дающийся по закону статус «Е-поставщика», он связан с этой формой реализации инвестпроектов, но и понятный будущий заказ.
И тут возникает проблема, связанная с механизмами долгосрочного планирования. У нас с планированием на 3 года есть вопросы, а тут период в 5-7 лет. А если в рамках офсета мы еще должны будем раз в 2 года обновлять линейку, то цикл инвестиционной возвратности еще удлиняется.
Как в условиях, когда основной драйвер сегодняшнего рынка учебного оборудования – это текущие закупки под вновь оснащаемые или ремонтируемые объекты адресной программы – инвестору, банку, иным финансовым организациям поверить в перспективные планы?
Наверное, заново посмотреть на рынок: есть понимание, что рынок учебного оборудования «не досчитан». В бюджеты таких хозяйствующих субъектов, как школы, отсутствует отдельная строка – на переоснащение в определенном цикле. Эта проблема никем не проговаривается.
Между тем, проектируя офсет в образовании, нам придется ответить на вопрос о рынке учебного оборудования, который существует за пределами адресной инвестиционной программы. Любой банк запросит эту информацию.
Надо подискутировать на съезде, что скажете?
А. Цицулина: Значит, предстоит большой разговор. Я рада, что у нас есть партнер в виде ПроШколы и ее вдохновляющего лидера.
PS: Продолжение разговора с исполнительным директором Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральным директором ООО «ПроШкола» Алисой Денисовой состоится на полях II Национального съезда учебной промышленности (УЧПРОМ-2024), где ПроШкола проведет 1 семинар и 2 сессии, одна из которых будет посвящена лучшим практикам интеграторов, а вторая – партнерству, обеспечивающему прорывные решения в образовании. Ждем вас 29-31 октября в Конгресс-центр Технополиса Москва «Печатники», Волгоградский пр-т., 42, к. 5. Вход на мероприятие свободный, все что необходимо – пройти регистрацию.