«Сложная территория»: какие реформы нужны законодательству в сфере госзакупок учебного оборудования?
Система государственных и муниципальных закупок — «сложная территория», в этом еще раз убедились участники стратегической сессии «Единые правила и прозрачность ведения бизнеса как факторы добросовестной конкуренции в сфере госзакупок в образовании», которая прошла 30 октября на съезде «УЧПРОМ-2024».
Одна из главных проблем, которые существуют в этой сфере, — недостаточная поддержка инновационной деятельности. На это обратила внимание модератор дискуссии, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина.
«Производство средств обучения – это высокотехнологичный, наукоемкий инновационный бизнес, – подчеркнула спикер. – В основном, такую продукцию выпускают малые технологические компании. В преддверии съезда мы обратились к десяти крупнейшим новаторам с вопросом: когда на аукционе в системе госзакупок вы смогли получить преференции, используя свой патентное изобретение? К сожалению, не услышали ни об одном подобном случае. На аукционе главное — стоимость, инновации в расчет не берутся. И уже многие понимают, что аукционная система госзакупок для системы образования не подходит».
Для этого есть несколько причин, пояснила Антонина Цицулина. Использование учебной продукции должно быть безопасным для детей, а этот критерий не является решающим в аукционной системе. Недорогая продукция может быть низкого качества и причинить вред здоровью ребенка.
Кроме того, учебная продукция должна использоваться в рамках образовательной программы, однако аукционы не учитывают требования федеральных образовательных стандартов.
«Надо ставить вопрос о возврате к конкурсным процедурам, которые позволят, в том числе, получить те или иные преференции ответственным производителям инновационной продукции, производителям, которые локализуют и развивают производства в России», — считает президент АИДТ.
Станислав Наумов, заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, обратил внимание на другую «ахиллесову пяту» госзакупок — присутствие в системе посредников.
«Надо опираться на мнение самих производителей учебного оборудования, убрать из государственных закупок тех, кто ничего не производит, а только ввозит в нашу страну продукцию, которая нам сегодня не так уж и нужна, — сказал спикер. — Также необходимо внести изменения в законодательство о госзакупках, либо выделить в ней товары и услуги для системы среднего образования. Речь идет о детях, и здесь важна не только цена, но и безопасность, качество. Я буду настаивать на том, чтобы Федеральная антимонопольная служба на ноябрьском заседании по экономической политике дала четкий ответ — как она собирается устранять эти недостатки».
От теории — к практике. Владимир Крикушенко, член программного комитета съезда «УЧПРОМ-2024», генеральный директор компании «Некс-Т», рассказал о том, с какими проблемами сталкиваются отечественные производители учебного оборудования при оснащении новых школ.
«Сейчас реализуется масштабная программа строительства школ и образовательных учреждений по всей России, — напомнил эксперт. — И мы видим, что учебное оборудование, как правило, закупается застройщиками по их желанию и выбору. Однако далеко не у каждого из них есть высокая экспертиза, позволяющая разбираться в оборудовании, в его качестве. Хочется, чтобы при проектировании и застройке новых школ учитывались пожелания образовательного сообщества, а также возможности отечественных предприятий — независимо ото того, производят они парты или интерактивные комплексы».
Спикер выразил уверенность в том, что нужно повышать компетенции школ по приемке того или иного оборудования. Нередки случаи, когда педагоги опасаются включать в закупки и использовать новую, незнакомую им продукцию. Сейчас школьный учитель — это конечный пользователь нового оборудования, однако он зачастую не имеет возможности решать проблемы, которые возникают в процессе эксплуатации.
Тему продолжил Дмитрий Уткин, директор по развитию компании «Научные развлечения». Он дополнил: часто сотрудники школ даже не знают заранее, какое оборудование им привезут.
Эксперты сделали вывод о том, что в российские школы необходимо направлять соответствующие инструкции от регуляторов и производителей. Эти документы позволят тем, кто осуществляет закупки, и тем, кто использует оборудование, понять, как отличить качественную продукцию от некачественной и к кому обращаться в случае возникновения проблем с обслуживанием.
- ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ 2030: Перспективные задачи для учпрома в условиях технологических изменений;
- КЛАССНЫЙ ЧАС ДИРЕКТОРА КОЛЛЕДЖА: Обновление инфраструктуры колледжей – участие учпрома в реализации национального проекта «Кадры»
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ: Особенности подтверждения и применения национального режима для производителя учебного оборудования и средств обучения;
- КАК ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ИНТЕГРАТОРОВ ЗАДАЮТ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ШКОЛ;
- О КРИТЕРИЯХ И ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ МАЛОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ В РЕЕСТР МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ;
- ОБРАЗ БУДУЩЕГО УЧПРОМА: «дорожная карта» развития учебной промышленности 2030.
Приглашаем вас принять участие в работе съезда и обсудить самые актуальные темы учпрома на нашей площадке — в Сколковском институте науки и технологий.