Наталья Владимировна Третьяк – с 2023 года генеральный директор АО «Просвещение». В разное время занимала должности: первого проректора Московского института стали и сплавов, председателя комитета образования Санкт-Петербурга, статс-секретаря - заместителя министра, первого заместителя министра образования и науки. Всего в сфере образования более 20 лет. Входит в кадровый резерв президента РФ.
Наталья Владимировна, какой предмет в школе у Вас был любимым?
- Математика. Она формирует особый тип мышления — структурированный, последовательный и, может быть, это звучит странно, но математика дает чувство ответственности.
Почему математика? Повлияла личность учителя или собственные склонности?
-Я думаю, что здесь совокупность факторов. Конечно, совершенно потрясающий был учитель — Надежда Леонидовна Гордеева, она и сейчас трудится. И да, мне всегда нравились математические задачи, игры в шашки и в шахматы, математические головоломки. Думаю, что выбор профессии «Юриспруденция» был обусловлен как раз любовью к математике.
Сложные большие системы?
-Сложные большие системы, структура, последовательность, закономерности. Кстати, я знаю, что раньше на многие юридические факультеты в качестве приемного вступительного экзамена как раз была математика.
Часто, когда выпускники приходят на работу им говорят: «Забудь все, чему тебя учили в вузе». С Вами такое было или теоретические взгляды и практика в вашем случае совпали? Видите ли Вы в разрыве преемственности какую-то проблему или задачу?
-У меня была немножко другая ситуация. Так получилось, что папа очень рано ушел из жизни, и я встала перед необходимостью зарабатывать и перешла на вечернюю форму обучения. Фактически я и работала, и училась одновременно, поэтому у меня не было этого разрыва. Более того — я могу сказать, что такое сочетание, такой формат обучения позволили получить более крепкие теоретические знания и практические навыки.
Если говорить вообще – о задачах, которые стоят перед системой образования сегодня, то мы сталкиваемся с тем, что технологии меняются со стремительной скоростью, а учитывая структуру и порядок формирования программ профессионального образования, зачастую получается так, что детей учат технологиям, которыми они уже не будут пользоваться, когда выйдут на работу.
В этом плане мне кажется, что основная задача как раз и общего, и профессионального образования – это дать крепкие фундаментальные знания, основу. Почему и называются фундаментальными – на их фундаменте можно выстаивать любые навыки и компетенции. Они помогают сформировать в том числе личностные качества, такие как умение нести ответственность, работать в команде, желание и потребность в постоянном обучении, умение работать с информацией, отличать ложное от истинного.
Если ребенок будет обладать такими навыками, то адаптация в любой профессиональной среде для него будет происходить быстро и безболезненно.
Вы больше года назад возглавили «Просвещение» - системообразующего лидера, у которого многолетняя история и многие знают «Просвещение» по учебной и методической литературе. А я бы хотела поговорить об образовательной среде, учебных средствах, учебном оборудовании, где ваша компания также успешно развивается и ведет за собой остальных. Какие вы видите приоритеты в это направлении?
-Вы совершенно правильно заметили, что «Просвещение» это уже не только учебники. Но все-таки я вернусь к учебникам, потому что, не буду скрывать, это является основным видом нашей деятельности, продуктовой линейкой.
Мы видим свою задачу в модернизации учебника. Безусловно, печатный учебник сохранится, и здесь я благодарна Министерству просвещения Российской Федерации, которое не меняет требования об обязательности нахождения в школе именно печатного учебника.
Одно из новшеств, которое мы внедряем, – издаем учебники с цифровым дополнением. Это существенно расширяет возможности учителя в подготовке и подборе материала для уроков и делает процесс обучения более интересным для детей. Со страниц учебников через систему QR-кодов можно перейти на различные цифровые образовательные ресурсы и сервисы. Это поможет в том числе переходить на различные виды лабораторных работ, которые можно проводить на том оборудовании, которое мы поставляем.
Когда мы говорим об оборудовании, мы исходим из комплексного подхода. Мы обрабатываем запрос каждого образовательного учреждения. Это касается, например, создания профильных классов. «Просвещение» поставляет оборудование по более чем 10 профилям – это и предметы естественно-научного цикла: физика, математика, биология, химия. Это и лаборатории прикладного характера: медицинские, агроклассы, классы по робототехнике и многое другое.
При этом все оборудование, которое мы поставляем, комплементарно между собой. Оно может взаимно дополнять и заменять друг друга. Но что еще более важно – мы не просто осуществляем поставки, мы обеспечиваем методически, учим и помогаем учителям работать на оборудовании таким образом, чтобы достигать максимальных педагогических результатов. Оказываем постоянную помощь учителю в использовании оборудования. По сути мы готовы со школой разделить ответственность за образовательный результат.
Какой должен быть инструментарий – с точки зрения экономических мер – по стимулированию инвесторов?
-Я думаю, здесь должен быть набор инструментов, в том числе банковских. Безусловно, можно использовать и тот инструментарий, который по сути начинает делать Ассоциация. Это и установление единых правил реуляторики, единое требование к качеству и так далее, главное – во всех этих мерах важен баланс.
Так или иначе любой производитель стремится удешевить продукцию. Очень важно определить требования к качеству, потому что с образовательной продукцией будут работать наши дети. Но это не только защита наших детей, что очень важно и является приоритетным, это в том числе защита добросовестных производителей.
Производитель должен понимать, что ему выгоднее вкладываться в качественное производство – в этом гарантия успеха и финансовой устойчивости.
Пока мы закупаем все по аукционам, где единственный критерий – не безопасность и качество, не методическая и образовательная ценность, а цена.
-Согласна, поэтому что мы часто сталкиваемся с тем, что школы вынуждены выбирать не то, что лучше для нее, а то, что можно купить дешевле. И здесь производители не такого высокого качества оборудования оказываются в приоритете, что не очень хорошо для наших детей и качества образования. Могу сказать, что группа компаний «Просвещение» жестко придерживается требования, что мы поставляем в школы только качественное учебное оборудование. Качественное, безопасное, стойкое в эксплуатации, отвечающее всем требованием ФГОС.
Мы начали последние два года вместе с нашим бизнес-сообществом, представителями науки, разработку стандартов безопасности для учебного оборудования. Сейчас прорабатываем целый комплекс этих стандартов и понимаем, что мы выходим, как и в других странах – в Европе, Японии, Китайской Народной Республике, на обязательное подтверждение соответствия. Это отдельный технический регламент. Стоит большая нетривиальная задача. Вопрос в том, станет ли такой стандарт по-настоящему барьером при государственных закупках на основе аукционов?
-Здесь могут быть разные механизмы. Например, предварительный квалификационный отбор, когда к аукциону допускаются организации, оборудование которых прошло определенный отбор и подтвердило, что оно соответствует стандартам качества. В качестве еще одной меры, которая поможет решить задачу, это цифровая маркировка.
С прошлого учебного года мы начали эксперимент по цифровой маркировке учебников, и у меня большие ожидания в отношении него. Не секрет, что сейчас на рынке учебной литературы оборот контрафакта оценивается минимум 800 млн в год. И ладно бы это просто финансовые убытки для производителей. Это опасно для детей, потому что зачастую контрафакт – это поставка некачественных учебников в школы. И я думаю, что использование подобного механизма в отношении учебного оборудования как раз частично позволит снять те опасения, которые вы высказываете.
Мне кажется важным, чтобы ректоры вузов, директора самых знаковых школ, СПО, других образовательных организаций увидели площадку УЧПРОМа как свою и дали обратную связь производителям, интеграторам, комплектаторам, органам государственной власти.
-То есть стали осознанными заказчиками оборудования?
Да.
- Полностью согласна, тем более, что мы эту работу в своей компании проводим много лет. Если съезд поднимает требования к оборудованию на государственный уровень, то, безусловно, те кто на нем работает, должны стать основными заказчиками.
Очень важно, чтобы педагогические вузы были оснащены тем школьным учебным оборудованием, на котором учителя будут работать, чтобы они изначально шли подготовленными. И вот на базе таких кафедр и площадок педагогических вузов, можно делать подобные исследования и формировать требования.
У нас есть определенные наработки с рядом вузов в том числе УрГПУ, Московским городским педагогическим университетом, университетом имени Герцена. Эти вузы приглашены на УЧПРОМ и донесут свою позицию до участников съезда.
Если говорить о «Просвещении» с точки зрения трендов, формирования образовательной среды, средств обучения и учебного оборудования, то что, с Вашей точки зрения, на ближайшие 3 года особенно важно?
- Безусловно, нужно делать акцент на создании оборудования, которое позволяло бы достаточно рано профориентировать детей. Все мы согласны с тем, что удачно подобранная специальность и работа — это залог и личного успеха ребенка, и эффективного государства, в том числе в достижении национального суверенитета. Поэтому, мне кажется, оборудования, которое этому способствует, должно быть больше.
Очень яркие тенденции, которые мы уже сейчас замечаем и активно исследуем, — это учет региональных особенностей при оснащении школ. Это имеет не только высокий экономический эффект – молодежь останется в регионе, сегодняшние школьники завтра будут укреплять экономику того региона, где они родились и выросли. Это еще очень важный момент патриотического воспитания.
Высок запрос на все, что связано с искусственным интеллектом, цифровизацией. Эти технологии дают большой диапазон дополнительных возможностей. Поэтому достаточно много и оборудования, и учебного материала будет направлено на формирование знаний и компетенций в этой сфере и у учеников, и у учителей.
Еще один тренд, который активно прослеживается, – это формирование инженерного образования.
А что Вы для себя ставите приоритетом, с какими решениями планируете выйти со съезда «УЧПРОМ-2024»?
- Я надеюсь на хорошо проработанную согласованную систему единых требований к учебному оборудованию. Мне кажется, это тот шаг, с которого мы должны начать. Как только мы сформируем те требования, которые принимаются, удовлетворяются регулятором, которые отвечают запросам и потребностям учителей, то мы достигнем той задачи. Я считаю, что это будет программа-максимум для этого съезда.
РS: Приглашаем всех заинтересованных в знакомстве с лучшим учебным оборудованием и средствами обучения, производимым в России, посетить II Национальной съезд учебной промышленности (УЧПРОМ-2024). Участие в съезде бесплатное, подробная информация о мероприятии и онлайн-регистрация размещена на официальном сайте съезда.
Наталья Владимировна, какой предмет в школе у Вас был любимым?
- Математика. Она формирует особый тип мышления — структурированный, последовательный и, может быть, это звучит странно, но математика дает чувство ответственности.
Почему математика? Повлияла личность учителя или собственные склонности?
-Я думаю, что здесь совокупность факторов. Конечно, совершенно потрясающий был учитель — Надежда Леонидовна Гордеева, она и сейчас трудится. И да, мне всегда нравились математические задачи, игры в шашки и в шахматы, математические головоломки. Думаю, что выбор профессии «Юриспруденция» был обусловлен как раз любовью к математике.
Сложные большие системы?
-Сложные большие системы, структура, последовательность, закономерности. Кстати, я знаю, что раньше на многие юридические факультеты в качестве приемного вступительного экзамена как раз была математика.
Часто, когда выпускники приходят на работу им говорят: «Забудь все, чему тебя учили в вузе». С Вами такое было или теоретические взгляды и практика в вашем случае совпали? Видите ли Вы в разрыве преемственности какую-то проблему или задачу?
-У меня была немножко другая ситуация. Так получилось, что папа очень рано ушел из жизни, и я встала перед необходимостью зарабатывать и перешла на вечернюю форму обучения. Фактически я и работала, и училась одновременно, поэтому у меня не было этого разрыва. Более того — я могу сказать, что такое сочетание, такой формат обучения позволили получить более крепкие теоретические знания и практические навыки.
Если говорить вообще – о задачах, которые стоят перед системой образования сегодня, то мы сталкиваемся с тем, что технологии меняются со стремительной скоростью, а учитывая структуру и порядок формирования программ профессионального образования, зачастую получается так, что детей учат технологиям, которыми они уже не будут пользоваться, когда выйдут на работу.
В этом плане мне кажется, что основная задача как раз и общего, и профессионального образования – это дать крепкие фундаментальные знания, основу. Почему и называются фундаментальными – на их фундаменте можно выстаивать любые навыки и компетенции. Они помогают сформировать в том числе личностные качества, такие как умение нести ответственность, работать в команде, желание и потребность в постоянном обучении, умение работать с информацией, отличать ложное от истинного.
Если ребенок будет обладать такими навыками, то адаптация в любой профессиональной среде для него будет происходить быстро и безболезненно.
Вы больше года назад возглавили «Просвещение» - системообразующего лидера, у которого многолетняя история и многие знают «Просвещение» по учебной и методической литературе. А я бы хотела поговорить об образовательной среде, учебных средствах, учебном оборудовании, где ваша компания также успешно развивается и ведет за собой остальных. Какие вы видите приоритеты в это направлении?
-Вы совершенно правильно заметили, что «Просвещение» это уже не только учебники. Но все-таки я вернусь к учебникам, потому что, не буду скрывать, это является основным видом нашей деятельности, продуктовой линейкой.
Мы видим свою задачу в модернизации учебника. Безусловно, печатный учебник сохранится, и здесь я благодарна Министерству просвещения Российской Федерации, которое не меняет требования об обязательности нахождения в школе именно печатного учебника.
Одно из новшеств, которое мы внедряем, – издаем учебники с цифровым дополнением. Это существенно расширяет возможности учителя в подготовке и подборе материала для уроков и делает процесс обучения более интересным для детей. Со страниц учебников через систему QR-кодов можно перейти на различные цифровые образовательные ресурсы и сервисы. Это поможет в том числе переходить на различные виды лабораторных работ, которые можно проводить на том оборудовании, которое мы поставляем.
Когда мы говорим об оборудовании, мы исходим из комплексного подхода. Мы обрабатываем запрос каждого образовательного учреждения. Это касается, например, создания профильных классов. «Просвещение» поставляет оборудование по более чем 10 профилям – это и предметы естественно-научного цикла: физика, математика, биология, химия. Это и лаборатории прикладного характера: медицинские, агроклассы, классы по робототехнике и многое другое.
При этом все оборудование, которое мы поставляем, комплементарно между собой. Оно может взаимно дополнять и заменять друг друга. Но что еще более важно – мы не просто осуществляем поставки, мы обеспечиваем методически, учим и помогаем учителям работать на оборудовании таким образом, чтобы достигать максимальных педагогических результатов. Оказываем постоянную помощь учителю в использовании оборудования. По сути мы готовы со школой разделить ответственность за образовательный результат.
Какой должен быть инструментарий – с точки зрения экономических мер – по стимулированию инвесторов?
-Я думаю, здесь должен быть набор инструментов, в том числе банковских. Безусловно, можно использовать и тот инструментарий, который по сути начинает делать Ассоциация. Это и установление единых правил реуляторики, единое требование к качеству и так далее, главное – во всех этих мерах важен баланс.
Так или иначе любой производитель стремится удешевить продукцию. Очень важно определить требования к качеству, потому что с образовательной продукцией будут работать наши дети. Но это не только защита наших детей, что очень важно и является приоритетным, это в том числе защита добросовестных производителей.
Производитель должен понимать, что ему выгоднее вкладываться в качественное производство – в этом гарантия успеха и финансовой устойчивости.
Пока мы закупаем все по аукционам, где единственный критерий – не безопасность и качество, не методическая и образовательная ценность, а цена.
-Согласна, поэтому что мы часто сталкиваемся с тем, что школы вынуждены выбирать не то, что лучше для нее, а то, что можно купить дешевле. И здесь производители не такого высокого качества оборудования оказываются в приоритете, что не очень хорошо для наших детей и качества образования. Могу сказать, что группа компаний «Просвещение» жестко придерживается требования, что мы поставляем в школы только качественное учебное оборудование. Качественное, безопасное, стойкое в эксплуатации, отвечающее всем требованием ФГОС.
Мы начали последние два года вместе с нашим бизнес-сообществом, представителями науки, разработку стандартов безопасности для учебного оборудования. Сейчас прорабатываем целый комплекс этих стандартов и понимаем, что мы выходим, как и в других странах – в Европе, Японии, Китайской Народной Республике, на обязательное подтверждение соответствия. Это отдельный технический регламент. Стоит большая нетривиальная задача. Вопрос в том, станет ли такой стандарт по-настоящему барьером при государственных закупках на основе аукционов?
-Здесь могут быть разные механизмы. Например, предварительный квалификационный отбор, когда к аукциону допускаются организации, оборудование которых прошло определенный отбор и подтвердило, что оно соответствует стандартам качества. В качестве еще одной меры, которая поможет решить задачу, это цифровая маркировка.
С прошлого учебного года мы начали эксперимент по цифровой маркировке учебников, и у меня большие ожидания в отношении него. Не секрет, что сейчас на рынке учебной литературы оборот контрафакта оценивается минимум 800 млн в год. И ладно бы это просто финансовые убытки для производителей. Это опасно для детей, потому что зачастую контрафакт – это поставка некачественных учебников в школы. И я думаю, что использование подобного механизма в отношении учебного оборудования как раз частично позволит снять те опасения, которые вы высказываете.
Мне кажется важным, чтобы ректоры вузов, директора самых знаковых школ, СПО, других образовательных организаций увидели площадку УЧПРОМа как свою и дали обратную связь производителям, интеграторам, комплектаторам, органам государственной власти.
-То есть стали осознанными заказчиками оборудования?
Да.
- Полностью согласна, тем более, что мы эту работу в своей компании проводим много лет. Если съезд поднимает требования к оборудованию на государственный уровень, то, безусловно, те кто на нем работает, должны стать основными заказчиками.
Очень важно, чтобы педагогические вузы были оснащены тем школьным учебным оборудованием, на котором учителя будут работать, чтобы они изначально шли подготовленными. И вот на базе таких кафедр и площадок педагогических вузов, можно делать подобные исследования и формировать требования.
У нас есть определенные наработки с рядом вузов в том числе УрГПУ, Московским городским педагогическим университетом, университетом имени Герцена. Эти вузы приглашены на УЧПРОМ и донесут свою позицию до участников съезда.
Если говорить о «Просвещении» с точки зрения трендов, формирования образовательной среды, средств обучения и учебного оборудования, то что, с Вашей точки зрения, на ближайшие 3 года особенно важно?
- Безусловно, нужно делать акцент на создании оборудования, которое позволяло бы достаточно рано профориентировать детей. Все мы согласны с тем, что удачно подобранная специальность и работа — это залог и личного успеха ребенка, и эффективного государства, в том числе в достижении национального суверенитета. Поэтому, мне кажется, оборудования, которое этому способствует, должно быть больше.
Очень яркие тенденции, которые мы уже сейчас замечаем и активно исследуем, — это учет региональных особенностей при оснащении школ. Это имеет не только высокий экономический эффект – молодежь останется в регионе, сегодняшние школьники завтра будут укреплять экономику того региона, где они родились и выросли. Это еще очень важный момент патриотического воспитания.
Высок запрос на все, что связано с искусственным интеллектом, цифровизацией. Эти технологии дают большой диапазон дополнительных возможностей. Поэтому достаточно много и оборудования, и учебного материала будет направлено на формирование знаний и компетенций в этой сфере и у учеников, и у учителей.
Еще один тренд, который активно прослеживается, – это формирование инженерного образования.
А что Вы для себя ставите приоритетом, с какими решениями планируете выйти со съезда «УЧПРОМ-2024»?
- Я надеюсь на хорошо проработанную согласованную систему единых требований к учебному оборудованию. Мне кажется, это тот шаг, с которого мы должны начать. Как только мы сформируем те требования, которые принимаются, удовлетворяются регулятором, которые отвечают запросам и потребностям учителей, то мы достигнем той задачи. Я считаю, что это будет программа-максимум для этого съезда.
РS: Приглашаем всех заинтересованных в знакомстве с лучшим учебным оборудованием и средствами обучения, производимым в России, посетить II Национальной съезд учебной промышленности (УЧПРОМ-2024). Участие в съезде бесплатное, подробная информация о мероприятии и онлайн-регистрация размещена на официальном сайте съезда.