СМИ о нас

Эксперт

По итогам II Национального съезда учебной промышленности «УЧПРОМ-2024», который завершил работу 31 октября, определены основные направления деятельности в данной сфере. Это индексация норматива стоимости оснащения учебного места в школах, регулирование закупок оборудования, а также выравнивание ситуации, когда детские сады оказываются оснащены лучше, чем школы, профтехучилища и вузы.

Пришкольный завод

На площадках съезда в «Сколтехе» было представлено 80% российского рынка учебного оборудования, в том числе компании, на 90% обеспечивающие заказ на комплектацию российских образовательных учреждений. Проходя вдоль выставочных стендов, посетители могли видеть самые разные товары — от кукол, конструкторов и книг до БПЛА и даже целого детского завода, который помещается в стандартном школьном классе и позволяет осуществить весь производственный цикл, начиная со стадии проектирования в условном КБ и заканчивая изготовлением конкретных изделий, допустим, игрушечной мебели или барашковых винтов.
«Примерно 5–10% качества образования обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты или ФГОС плюс образовательные программы, — рассказал „Эксперту“ Владимир Федотов, один из соучредителей ООО „Дидактические Системы“, которое как раз и производит детские заводы. — Еще порядка 35% — хорошо подготовленные преподаватели, которые знают каждый свой предмет и передовые методики обучения. Всё остальное, то есть более 55% качества образования, обеспечивается именно оснащением учебных заведений».
Иными словами, начинка точно стоит выделки, а раз так, прежде всего следует определиться с ценой. Нормативы стоимости оснащения одного места обучающегося закреплены еще в 2019 г. «Для школ стоимость определена в размере 198 тыс. рублей, — рассказала „Эксперту“ президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. — Этой суммы с учетом инфляции, конечно же, недостаточно. По подсчетам АИДТ, средняя стоимость учебного оборудования выросла минимум на 40%, а значит, на столько же ее нужно проиндексировать».
«Мы ожидаем такой индексации до конца этого года, — говорит Дмитрий Уткин, директор по развитию ООО „Научные развлечения“, крупнейшего российского разработчика и производителя учебного оборудования для инженерного образования. — В прошлый раз показатель повысили всего на 20 тыс. рублей. Сейчас подобное повышение недопустимо, стоимость нового места должна составить от 317 тыс. рублей. Это даст возможность продолжать оснащать школы в комфортном режиме, а не в режиме жесткой экономии».
По мнению Антонины Цицулиной, индексация в том числе позволит школам закупать продукцию более высокого качества. Мера важна и для производителей, особенно российских. Если затраты, предусмотренные на оснащение, соотносимы с его себестоимостью, отечественный производитель станет более конкурентоспособным, например, в сравнении с китайским.

Сами не местные

В законе 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...» предусмотрен национальный режим для защиты добросовестных производителей. Есть также реестры Минпромторга РФ для российской промышленной продукции. «К сожалению, сейчас недобросовестные игроки используют подобные реестры, чтобы получить преференции перед реальными производителями на продукцию, которая изготовлена вне России, но чья себестоимость, не говоря о качестве, в разы ниже, — говорит Владимир Крикушенко, основатель и генеральный директор АО „Некс-Т“, бренд NexTouch, ведущего российского производителя интерактивного оборудования, средств вычислительной техники и программно-аппаратных комплексов. — В большинстве случаев это азиатские решения, получившие через небольшие российские компании сертификаты в региональных организациях».
По словам Владимира Крикушенко, школы, как и другие учебные заведения, не имеют возможностей для глубокой технической экспертизы поставляемых товаров и об уровне их локализации могут судить только по документам.
Этим и пользуются недобросовестные поставщики, заявляя в документах одно, а по факту поставляя совершенно другой товар. Например, поставщики используют первый уровень локализации, говоря, что оборудование работает только на отечественных процессорах, но в действительности основной функционал изделий выполняют иностранные процессоры. Заказчики вынуждены заключать с такими «производителями» договор по максимальной цене контракта, отклоняя реальных производителей. Это не только наносит ущерб экономике, но и подвергает риску учеников. Поставляемая продукция зачастую не соответствует критериям безопасности, заявленным в документах для получения преференций, а иногда и вовсе не относится к учебному оборудованию.
«Сейчас такие случаи можно выявить только на стадии исполнения контракта, — подчеркивает Дмитрий Уткин. — На этапах заявки или проведения аукциона проверить достоверность заявленных сведений невозможно, поскольку одна только проверка реестровых номеров занимает так много времени, что обычно заканчивается к моменту заключения контракта. И если нарушения есть, заказчик вынужден начинать процедуру одностороннего расторжения контракта с последующим внесением компании в реестр недобросовестных поставщиков». Всё это не позволяет образовательным организациям получить нужный товар в планируемые сроки.

В белом списке

«Черный список» поставщиков пока что не сформирован. Да он и не так важен. По свидетельству Антонины Цицулиной, АИДТ сегодня реализует «белый список» — реестр производителей с высоким уровнем доверия, своего рода топ-100 лидеров. Когда заказчик увидит, как много добросовестных участников рынков, и поймет, что ему есть из кого выбирать, тогда можно будет вводить и «черный список». Но для этого еще необходимо поработать над законодательством. В частности, на «УЧПРОМе-2024» предложили разработать стандарт добросовестного участника рынка. Вслед за стандартами АИДТ планирует перейти к разработке отдельного национального технического регламента на все средства обучения.
В целом в индустрии детских товаров доля отечественных производителей по итогам прошлого года составила 34%. В учебном оборудовании и средствах обучения ситуация значительно лучше, так как был установлен режим национального приоритета. Отдельно этот рынок не считался, его только стали собирать. Но, например, на долю российских производителей приходится 90% школьной мебели и 75% игровых средств обучения.
Лучше других себя чувствуют сегодня всё-таки школы. Им завидуют колледжи и вузы, которые пока что практически не переоснащались. Для детских садов в проекте нового федерального перечня оборудования, который будет подписан до конца 2024 г., стоимость одного места проиндексирована до 373 тыс. руб. В ближайшие пять лет предстоит оснастить 4 тыс. модернизированных и 100 новых детских садов, которые будут построены в рамках нацпроекта «Семья». Речь идет о 10% детсадов России.